Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в соответствии с поручением Генпрокуратуры РФ, в июле 2007 года провела проверку деятельности банка «Русский Стандарт» по предоставлению и обслуживанию потребительских кредитов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Об этом говорится в сообщении ФАС. По результатам проведенной проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в действиях банка установлено не было. Проведенная комплексная проверка выявила следующее. Граждане, заинтересованные в получении потребительского кредита, имеют возможность ознакомиться с условиями предоставления и обслуживания кредитов и карт и тарифами по кредитам и картам, которые можно получить у менеджеров банка или взять с информационных лотков непосредственно в месте оформления кредита.
При оформлении потребительского кредита менеджеры банка «Русский Стандарт» до заключения кредитного договора предоставляют своим клиентам для ознакомления под роспись график платежей по потребительскому кредиту. В данном графике указывается эффективная процентная ставка по кредиту, рассчитываемая в соответствии с требованиями Указания Банка России от 12 декабря 2006 N 1759-У.
Анализ условий предоставления и обслуживания банком кредитов и карт показал, что для уведомления клиентов об изменениях и дополнениях в условия и тарифы банк применяет только две процедуры: размещение печатных экземпляров новых редакций на информационных стендах во внутренних структурных подразделениях и представительствах банка и размещение на веб-сайте банка в сети Интернет.
При этом при подписании заявления-оферты о заключении кредитного договора и договора о кредитной карте клиенты фиксируют в отдельном месте факт своего ознакомления с условиями и тарифами по кредитам и картам и, соответственно, с возможностью их одностороннего изменения и дополнения банком, а также способами получении информации о произошедших изменениях.
Согласно представленной информации, банк «Русский Стандарт» в последние полгода проводит работу по совершенствованию процедуры информирования клиентов. В указанный период эффективная процентная ставка по потребительским кредитам банка снизилась в 1.3-2 раза.
Принимая во внимание имеющееся недовольство граждан действиями кредитных организаций при выдаче потребительских кредитов, ФАС считает необходимым до принятия закона «О потребительском кредитовании» издать постановление Правительства РФ, предусматривающее порядок информирования заемщиков.
Правовым основанием для принятия данного постановления является норма пункта 1 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
С учетом результатов анализа практики выдачи кредитов отдельных банков, по мнению ФАС, в данном постановлении необходимо отразить обязательность следующих действий кредитных организаций: предоставление графика платежей по потребительскому кредиту до заключения кредитного договора; предоставление информации обо всех возможных расходах по потребительскому кредиту, в том числе об эффективной процентной ставке по кредиту, до заключения кредитного договора; направление индивидуально каждому заемщику информации обо всех изменениях и дополнениях в условия предоставления и обслуживания предоставленных кредитов.
В связи с этим ФАС обратилась в Правительство РФ с предложением о направлении поручения Миндзравсоцразвития России разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России проект указанного постановления.
Источник: АК&М.