Внешторгбанк готовиться в очередной раз изменить систему работы с ОАО «АвтоВАЗ». В течение этого года право на работу с автозаводом вновь может потерять самарский филиал ВТБ. Все операции по обслуживанию крупнейшего корпоративного клиента этого банка в регионе будут переведены в его головной офис.
ОАО «АвтоВАЗ» в течение нескольких лет являлось крупным клиентом Внешторгбанка (ВТБ), а сам банк - одним из основных кредиторов предприятия. В 2004 году с ОАО «АвтоВАЗ» было подписано комплексное соглашение о сотрудничестве. В 2006 году предприятие заключило соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ, в результате чего банк превратился в крупнейшего финансового партнера завода.
Однако до 2006 года «АвтоВАЗ» обслуживался только в головном офисе ВТБ. Почти все операции, в том числе расчеты с дилерами и весельные сделки, осуществлялись через 16-й допофис банка в Москве, в котором обслуживались крупные корпоративные клиенты. Хотя по организационным причинам обслуживать там автозавод и связанные с ним структуры было сложнее. По неофициальной информации, в то время управляющим СФ ВТБ было официально запрещено работать с «АвтоВАЗом». Прежние руководители филиала - Сергей Алаев и Игорь Лейко - неоднократно пытались добиться отмены этого запрета, но безрезультатно. Однако это не мешало им обоим негативно относиться к возможному открытию филиала ВТБ в Тольятти, отчасти из-за того, что это подразделение оттянуло бы все потоки ВАЗа в случае разрешения работать с заводом на региональном уровне. Решение об открытии тольяттинского филиала было принято московским руководством ВТБ еще в 2002 году, тогда были собраны необходимые документы и проведен анализ ситуации, но до открытия филиала дело так и не дошло.
Лишь в 2006 году, после подписания соглашения, СФ ВТБ был допущен к работе с автозаводом. Однако уже в этом году СФ ВТБ может вновь лишиться права работать с «АвтоВАЗом». По неофициальной информации, руководством ВТБ было принято решение о переводе всех операций «АвтоВАЗа» из самарского филиала в головной офис банка. По словам источника, близкого к ситуации, в настоящее время остатки на счетах предприятия, открытых в СФ ВТБ, составляют примерно 100 млн. рублей. Сумма кредитов, выданных ВАЗу его и структурам самарским филиалом и тольяттинским допофисом – не менее 1 млрд. рублей. Учитывая, что в прошлом году в рамках общей программы развития бизнеса ВТБ перед самарским филиалом была поставлена задача в 3-4 раза нарастить основные показатели, вывод операций «АвтоВАЗа» может негативно сказаться на дальнейшей карьере управляющего СФ ВТБ Андрея Иванова.
С чем связан перевод операций ВАЗа в головной офис ВТБ, пока неясно. Вероятно, свою роль сыграли несколько факторов – с одной стороны, руководство группы «АвтоВАЗ» сейчас находится в Москве, и в ВТБ сочли более логичным работать с этим клиентом из столицы. С другой стороны, учитывая увеличение кредитных лимитов ВАЗа, в банке могли перевести его расчеты для того, чтобы сделать этого клиента более прозрачным. Вспышка интереса ВТБ к ВАЗу может быть связана с подписанием контракта с Magna, и банк примет участие в кредитовании этого проекта. Учитывая общую сумму инвестиций, которые в данном случае потребуются, можно предположить, что эти операции головной офис ВТБ предпочел держать поближе к себе.
Андрей Иванов заявил: «Информация о переводе всех операций по «АвтоВАЗу» в головной офис не соответствует действительности, однако если подобное случится, то это не сильно повлияет на работу самарского филиала. Сейчас есть все инструменты для реализации планов дальнейшего сотрудничества с заводом, но это уже часть политики центрального офиса, так как все решения, особенно по работе с крупными региональными клиентами, принимают там». При этом Иванов заметил, что ВАЗ активно стал работать с ВТБ с 2006 года, когда был установлен кредитно-документарный лимит и стали проводиться операции, в том числе по международным делам. Уточнить, какие услуги в каком объеме предоставляются автозаводу в СФ ВТБ, он отказался.
Представители головного офиса ВТБ и ОАО «АвтоВАЗ» прокомментировать ситуацию затруднились.
По мнению одного из самарских банкиров, решения по крупным стратегическим операциям невозможно принимать в филиале, а технические все операции должен вести тольяттинский допофис. «Вероятно, уровень сегодняшнего руководства филиала недостаточен для этого, поэтому и принято такое решение, - говорит банкир. – А увеличить в несколько раз показатели будет совершенно нереально после увода ВАЗа из самарского филиала».
С кем работал «АвтоВАЗ»
Первоначально основным финансовым партнером ОАО «АвтоВАЗ» являлся тольяттинский АвтоВАЗбанк. После кризиса 1995 года ВАЗ переориентировался на «Российско-Эстонский банк», однако этот банк не выдержал кризиса 1998 года. С этого момента на первый план начали выдвигаться «Автомобильный банкирский дом», а с 2002 года – еще и Национальный торговый банк. Средства завода и связанных с ним структур размещались также в ФИА-Банке и жигулевском «Потенциале». Заемные средства ВАЗ привлекал в банках федерального уровня, в том числе во Внешторгбанке (ВТБ) и Альфа-банке. После смены руководства предприятие начало выводить свои счета из тольяттинских банков. На первые места в списке партнеров автозавода выдвинулись федеральные банки, в первую очередь ВТБ, а также небольшой московский Новикомбанк (НКБ), тесно связанный с «Рособоронэкспортом». В апреле 2006 года ВАЗ заключил соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ. В соответствии с ним банк будет выступать в качестве одного из основных кредитных учреждений для обслуживания финансовых потоков АвтоВАЗа. Также в рамках этого соглашения банк увеличил лимит кредитования АвтоВАЗа с 5 млрд рублей до 17 млрд рублей сроком до 5 лет, а в мае этого года лимит был повышен до 20 млрд рублей.
Источник: газета «Время».