Рынки и компании
27.10.2017

Целевые модели инвестиций: как регионы России решают задачу развития инвестклимата

Целевые модели инвестиций: как регионы России решают задачу развития инвестклимата

Российские регионы подводят промежуточные итоги программ и проектов по развитию инвестиционного климата. К концу 2017 года региональные власти должны представить результаты по 12 целевым моделям регулирования и правоприменения предложенного президентом РФ Владимиром Путиным механизма улучшения бизнес-климата.

Новый способ оценки инвестклимата

Стоит отметить, что ограничиться одной лишь риторикой у региональных властей не получится: внедрение целевых моделей осуществляется в автоматизированной информационной системе Region-ID, созданной «Агентством стратегических инициатив». Принцип работы Region-ID предполагает экспертную проверку и мониторинг данных федеральными рабочими группами.

Целевые модели - их насчитывается 12 - охватывают такие сферы как строительство, регистрация права собственности на недвижимость, кадастровый учет недвижимости, контрольно-надзорная деятельность, поддержка бизнеса, подключение к электросетям и сетям газораспределения и инфраструктуре тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также поддержка инвестиционной деятельности. Для каждого субъекта Российской Федерации был составлен индивидуальный профиль соответствия целевым моделям, отмечены показатели, которые требуют улучшения, и разработаны типовые дорожные карты и рекомендации, как достичь поставленных целей.

В администрациях регионов дорожные карты были согласованы, утверждены и внесены в Region-ID. Но даже при создании целевых моделей эксперты понимали всю сложность оценки состояния инвестклимата в регионах, поэтому одним из принципов их внедрения стала личная ответственность руководителя. В лидеры 2017 года выйдут те области и республики РФ, которые уже успешно реализовали меры по решению наиболее острых проблем.

Регионы успевают «неравномерно»

Достижение всех целевых моделей происходит неравномерно: одни регионы, например - Алтай, уже заявляют о 100-процентном достижении показателей по некоторым ключевым направлениям, но, присмотревшись к общей картине, видно, что насущных проблем у властей хватает. Другие регионы стараются преодолеть сложности в моделях, которые вызывают затруднение, а уже потом переходить к следующим.

По состоянию на сентябрь Смоленская область по целевым моделям достигла 90% всех значений. Наиболее проблемным губернатор региона Алексей Островский назвал внедрение целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Для решения этого вопроса малый и средний бизнес поддержали кредитованием на выгодных условиях. В итоге, прирост субъектов малого и среднего бизнеса в регионе составил около 11%. В Югре средний процент внедрения целевых моделей по состоянию на сентябрь 2017 года составил 71%, в Калмыкии - 73%, в Башкортостане он достиг 95%.

В Калининградской области развитие инвестклимата серьезно тормозит качество инфраструктуры, дорог, а рост инвестиционной привлекательности связан с уникальными проектами в области туризма. В Ростовской области сетуют на острую конкуренцию со стороны Краснодарского края за транзит и близость к Украине, обстановка в которой оставляет желать лучшего. Стоимость рабочей силы и изношенность производственных мощностей в Вологодской и Псковской областях привлекает бизнес, но одновременно способствует оттоку кадров в регионы с более высокой заработной платой. Кировская область, оказавшаяся в аутсайдерах в начале года, стала разрабатывать новую концепцию в сфере туризма: этому способствовали археологические раскопки в регионе, где исследователи неожиданно обнаружили останки динозавров. Поддержать отстающий регион должно создание ТОР «Вятские Поляны». Но для этого прежде стоит решить проблему привлечения рабочей силы.

Сделать из недостатка преимущество, как мы видим, получается все-таки далеко не у всех. Наиболее успешными можно назвать кейсы Тамбовской и Тульской областей. Тамбовские власти активно развивают новые проекты в сфере аграрного хозяйства и обрабатывающего производства: ввод птицефабрик в Первомайском и Мичуринском районах, реконструкция сахарного маслобойного завода в Кирсанове, модернизация заводов «Октябрь», «Тамбоваппарат» и «АРТИзавод». Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, посетив заводы региона в сентябре, поддержал главу региона Александра Никитина: «В этом году за 8 месяцев почти 10% роста объёмов производства. Это говорит о том, что постепенно восстанавливается не только производственная активность, но еще и инвестиционная составляющая».

По состоянию инвестиционного климата в Тульской области генеральный директор «Агентства стратегических инициатив» Светлана Чупшева отметила: «Тульская область достигла реализации всех целевых моделей» и справилась с задачей раньше времени. Пять из двенадцати целевых моделей внедрены полностью. Однако регион далеко не всегда демонстрировал «ровное» развитие и достижение всех показателей. Выйти на результат оказалось непросто из-за проблем, которые оставил прежний руководитель региона: область накопила солидные долги, а с регионального рынка ушли многие игроки.

Для достижения лучших результатов и налаживания диалога с бизнесом губернатор области Алексей Дюмин создал инвестиционный совет, который, по словам главы региона, является «важной составляющая целевой модели построения обратной связи с предпринимателями». В рамках заседания данного совета он собрал вопросы и пожелания предпринимателей и поручил профильному министерству проработать все поступившие предложения. Развитие особой экономической зоны «Узловая», организация особых налоговых условий для предпринимателей и многие другие меры позволили во многом переломить непростую ситуацию и оказаться среди лидеров.

Стоит отметить, что у Тамбовской и Тульской областей есть определенное сходство в экономической стратегии: они стараются привлечь инвесторов в промышленность, сохраняя при этом объем заказов для оборонных предприятий. Такая практика позволяет поддерживать на должном уровне расходы на социалку, что, в свою очередь, помогает сохранять в регионе рабочие кадры - необходимый ресурс для инвесторов, которых интересуют не только инфраструктура и льготы, но и вопрос квалифицированного персонала.

Как мы видим, целевые модели в новом механизме предполагают принцип системности в работе руководителя региона, соответственно, без диалога с бизнес-средой, без согласованной с устремлениями предпринимателей социальной политикой, ни один глава региона не добьется желаемого. В этом смысле предложенные индикаторы являются «маяками», а не инструкцией. Инвестор оценивает сферу и площадку для своих вложений с разных сторон, и каждый регион должен охватить их все.

Игорь Ковальчук.

←Назад
Поделиться: