Ситуация с «плохими» кредитами в банковском секторе будет еще хуже, чем ее сейчас оценивают. К концу года уровень невозвратных кредитов может достичь 20%, полагают эксперты Unicredit. Напомним, что Центробанк оценивал этот показатель в 10%, но при этом речь шла о просроченных, а не безнадежных кредитах. И если негативный прогноз экспертов сбудется, то банкам понадобится уже не 555 млрд. рублей, заложенных в бюджете на помощь банковской системе, а порядка 15-20% ВВП. А таких денег у правительства просто нет.
Глава АСВ Александр Турбанов прогнозировал размер просроченной задолженности к концу года в 10-15%. При этом он ожидает, что около 20 банков могут быть переданы агентству на санацию.
По мнению аналитиков Uniсredit, качество активов российских банков в этом году продолжит ухудшаться, причем основным источником проблем станут корпорации, а не розничные клиенты. Они считают, что сейчас более 12% корпоративных долгов являются проблемными. В нынешнем году российским компаниям нужно будет вернуть $229 млрд. долгов, из которых $148 млрд. приходятся на банковские кредиты. Кроме того, в течение года компании могут столкнуться с необходимостью исполнения опционов «пут» по внутренним облигациям на общую сумму $23 млрд. Таким образом, общая сумма выплат по долгам в корпоративном сегменте может достичь $252 млрд., подсчитали аналитики. И они очень сомневаются, что все компании справятся с выплатами по долгам без пролонгации, поэтому ожидают вал реструктуризации долгов и банкротств компаний. По мнению экспертов Uniсredit, российские банки смогут остаться безубыточными если доля невозвратных кредитов составит 11,2%, но чистая прибыль по сектору будет нулевой.
По другим оценкам, банковская система сможет обойтись без увеличения капитала при условии, что доля «невозвратов» составит 17%. При росте доли невозвратных кредитов до 20% на рекапитализацию банков понадобится порядка $15 млрд., а если она вырастет до 25% - порядка $40 млрд.
Однако есть среди экспертов и оптимисты. Главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что опасения относительно значительного роста просроченных кредитов в 2009 году могут оказаться сильно преувеличенными. Конечно, у некоторых банков, в первую очередь государственных, которым в свое время приходилось кредитовать неэффективные предприятия, трудности действительно могут возникнуть, но «система в целом, по всей видимости, вполне способна пережить трудные времена». Кроме того, пока нет ясного ответа на вопрос: заемщики не могут вернуть кредиты банкам или они просто выжидают более благоприятных условий для реструктуризации долгов. Ведь сейчас из бюджета поступают дешевые средства, ставки «овернайт» снижаются - все это создает возможности реструктурировать долг на условиях, взаимоприемлемых для кредиторов и заемщиков. Но банки не торопятся избавляться от "плохих" долгов - это факт.
Между тем, по оценкам АСВ, российские банки заработали на девальвации рубля 800-900 млрд. рублей (участники рынка считают, что АСВ назвало слишком большую сумму, по их расчетам она в три раза меньше - около 300 млрд. рублей), и эти ресурсы позволят банкам спокойно прожить еще один-два квартала. А потом может увеличиться потребительский спрос и банки будут использовать другие ресурсы. По мнению замдиректора АСВ Андрея Мельникова, не факт, что риски роста «плохих» долгов реализуются - в российской экономике очень высокая «договороспособность». Но определенные проблемы с капитализацией банковской системы, конечно, есть.
Тем временем российские финансовые власти готовы вернуться к идее покупки государством акций банков в массовом порядке, причем не только привилегированных. Как заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, в случае быстрого увеличения «плохих» активов оптимальной является схема вхождения государства в капитал банков: лучше, если это будут привилегированные акции, но возможен вариант и с покупкой обыкновенных акций. По словам Улюкаева, такое решение является «макроэкономически нейтральным», то есть не окажет негативного воздействия на уровень и динамику процентных ставок. Для банков такая мера означала бы гарантированную возможность покрытия убытков, которые возникают в связи с плохим качеством существующих или новых кредитов и рефинансирования в ЦБ фактически без дисконта по всему спектру инструментов. Уже сейчас объем банковских резервов на возможные потери по кредитам составляет 1,2 трлн. рублей, поэтому вопрос о вхождении государства в капитал банков приобретает особую актуальность.
Как заявил первый зампред, Центробанк уже подготовил предложения по вхождению государства в капитал банков и в ближайшее время приступит к обсуждению с Минфином конкретных деталей. Впрочем, по словам Улюкаева, в 2009 году у российской банковской системы не будет проблем с ликвидностью. Об этом косвенно свидетельствует нормализация ситуации с процентными ставками на межбанковском рынке и массовым возвратом необеспеченных кредитов. Но при этом растет объем операций по обеспеченным кредитам, а также по прямому РЕПО. Поскольку здесь ставки ниже, чем по беззалоговым кредитам, и даже ниже ставки рефинансирования - от 10,5%. В связи с этим ЦБ поддерживает идею предоставления банкам субординированных кредитов в больших пропорциях, чем доля участия в капитале банков их акционеров или инвесторов, например, три или четыре к одному.
Однако, как заявил помощник президента Аркадий Дворкович, в настоящее время механизм предоставления субординированных кредитов банкам «фактически не задействован, потому что не создан ясный механизм контроля за целевым использованием этих средств». Кризис сильно затянется, если регуляторы не обеспечат условия для повышения капитализации, и, прежде всего, - системообразующих банков, уверен помощник президента.
Очевидно, что меры по вхождению государства в банковский капитал первого уровня разрабатываются на крайний случай, если финансовую систему все же захлестнет «вторая волна» кризиса «плохих» долгов, считает первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Конечно, то, что эта мера прорабатывается заблаговременно, заслуживает похвалы. И означает, что денежно-кредитные власти всерьез рассматривают возможность наступления «второй волны» финансового кризиса. Только этим можно объяснить готовность государства к прямому вхождению в капитал первого уровня, которое прежде категорически отвергалось.
Источник: ИД «Регламент».