Пластиковые карты. Никто не застрахован от кражи или утери банковской карты. Что делать, если карта пропала, деньги со счета ушли, а вернуть их очень хочется.
Россия относится к странам с низким уровнем карточного мошенничества. Однако отнюдь не из-за повышенных мер безопасности. Просто основная масса населения предпочитает пользоваться наличными и, даже имея карту, использует ее только для получения наличных, поясняет заместитель начальника управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Светлана Миколенко. Несмотря на это, доля владельцев банковских карт постепенно растет, что привлекает внимание преступников.
Наиболее распространенными способами мошенничества с банковскими картами являются фишинг и скимминг. При фишинге преступники рассылают письма или звонят по телефону клиенту якобы от имени банка - с просьбой сообщить пин-код и номер карты, говорит заместитель начальника управления пластиковых карт Экспобанка Андрей Кивирян: «Иногда мошенники высылают ссылку на фальшивый сайт, на котором вас опять же попросят ввести пин-код». Скимминг подразумевает считывание данных с пластиковой карты при помощи специального устройства, установленного на банкомате. Обычно такие приспособления ставят на банкоматы, находящиеся в малолюдных и плохо освещенных местах, где их сложно обнаружить.
Следует помнить, что до звонка в банк ответственность за операции по банковской карте несет ее держатель, после звонка все обязательства берет на себя банк. Поэтому независимо от того, обнаружил клиент пропажу денег со счета или самой карты, он должен незамедлительно сообщить об этом в банк по телефону.
Затем следует сообщить о данном происшествии в отделение милиции или полицейский участок, если клиент находится за границей, зафиксировать факт правонарушения и получить в его подтверждение справку, добавляет начальник департамента платежных систем и электронной коммерции Оргрэсбанка Людмила Дерягина.
Банковские службы телефонной поддержки стремятся максимально быстро обрабатывать поступившие звонки. Но если пластиковая карта была утеряна или украдена, а клиент не смог вовремя заблокировать карту, поскольку оставался на линии в ожидании ответа оператора, - это прямая вина банка, который не смог обеспечить нормальное сервисное обслуживание клиента. «В данной ситуации в банке проводится внутреннее расследование, которое позволит установить время вызова и продолжительность ожидания. После чего с большой долей вероятности банк возместит клиенту денежный ущерб», - говорит заместитель председателя правления СДМ-банка Владимир Луценко.
После того как клиент заблокировал по телефону утраченную карту, ему необходимо посетить банк и написать заявление с указанием операций, которые он оспаривает, - так называемое заявление о несогласии. Получив заявление, банк производит перевыпуск карты и начинает расследование обстоятельств мошенничества. Как правило, эта процедура состоит из двух частей, поясняет начальник управления пластиковых карт Росевробанка Сергей Варганов: «Сначала банк запрашивает у торговой точки документ с подписью клиента. После получения документа (копии чека) банк принимает решение о продолжении либо о прекращении процедуры расследования». Если расследование продолжено, следующим этапом после получения документов от торговой точки является выставление финансового требования на возврат платежа (chargeback). Длительность типового расследования составляет около месяца.
Если клиент хочет оспорить операции, совершенные с вводом пин-кода, то это дело практически бесперспективное, говорит Сергей Варганов: «Обычно банки пишут в договоре, что операции с вводом пин-кода оспариванию не подлежат».
За исключением редких случаев привлечь к ответственности банк-эквайер не предоставляется возможным, замечает начальник управления пластиковых карт Собинбанка Андрей Фролов: «Например, когда это событие явилось той каплей, которая скомпрометировала банкомат, уже являющийся объектом ряда подобных событий, или были нарушены условия оформления транзакции со стороны эквайера (чиповая карта MC в нечиповом устройстве)». Зато удается опротестовать транзакции, которые были проведены в торгово-сервисном предприятии. В этом случае банк может запросить у торговой точки, в которой была совершена мошенническая операция, копию чека для сравнения подписи клиента с подписью на чеке, сообщает начальник управления платежных средств банка «Союз» Ольга Тишинова.
Ряд банков страхует риски, связанные с мошенническими операциями. В таком случае при краже денег с карты клиент получит возмещение в рамках страховой суммы. Однако страхование рисков пока не имеет широкого распространения. Прежде всего, это происходит из-за отсутствия подходящих предложений от страховых компаний, говорит Владимир Луценко. Однако некоторые банки создают специальные фонды для возмещения убытков, вызванных действиями мошенников. Так что шанс вернуть деньги у клиентов есть.
Источник: газета «Финансовые известия».