Рынки и компании
28.12.2006

Дети АвтоВАЗа

Уход Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» и смена собственника предприятия существенно сказались не только на самом автозаводе, но и на страховом и банковском рынках Самарской области. Приход нового руководства привел к активизации ряда федеральных структур в попытках стать партнером завода. При этом к концу 2005 года АвтоВАЗ являлся акционером пяти региональных банков и страховых компаний, а его топ-менеджеры и их родственники были совладельцами еще нескольких региональных финансовых структур. Только через год после смены руководства автозавода система финансовых партнеров была выстроена заново.

ОАО «АвтоВАЗ» в течение длительного времени являлось крупнейшим клиентом ряда региональных банков и страховых компаний. В Тольятти практически все кредитные учреждения были так или иначе связаны с градообразующим предприятием. В уставном капитале некоторых из них автозавод располагал также крупной долей. Первым из коммерческих банков - финансовых партнеров предприятия стал АвтоВАЗбанк (АВБ), созданный по инициативе руководства АвтоВАЗа еще в 1988 году.

АВТОВАЗБАНК И РОСЭСТБАНК
В первой половине 1990-х гг. именно через АВБ проходила большая часть расчетов автозавода. К середине 90-х основным его собственником являлся сам АвтоВАЗ, располагавший 35% акций и АО «Логоваз» (20,7%). В 1995 году банк столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, из-за которых в АВБ было введено антикризисное управление, сопровождавшееся сменой руководства. Президентом банка вместо Петра Нахмановича стала первый вице-президент Вера Прокопенко, возглавляющая банк в настоящее время. В 1999-2001 гг. банк находился под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которое в мае 2001 года выставило на продажу контрольный пакет акций АВБ. Совладельцами банка стали структуры, подконтрольные президенту московского банка «Глобэкс» Анатолию Мотылеву. В дальнейшем этот банк и его собственники сконцентрировали более 93% акций АВБ, которые в 2005 году были выкуплены несколькими региональными компаниями, подконтрольными топ-менеджменту тольяттинского кредитного учреждения.
Еще одним партнером завода являлся Российско-Эстонский банк (Росэстбанк). До 1998 года это кредитное учреждение являлось крупнейшим в Тольятти, а АвтоВАЗ был его наиболее важным клиентом. Однако Росэстбанк не выдержал кризиса 1998 года. ВАЗ, поддавшись общей панике, начал переводить свои финансовые потоки в собственный «Автомобильный банкирский дом» (АБД), до того игравший очень незначительную роль среди финансовых партнеров завода. Впрочем, в какой-то момент для спасения Росэстбанка ВАЗ был готов пойти на слияние этой кредитной организации с АБД. В новом банке ВАЗу должно было принадлежать сначала 50% акций, потом 25%. Однако в итоге объединение не состоялось, и топ-менеджмент Росэстбанка вместе с частью активов в 1999 году перебрался в другой тольяттинский банк – Национальный торговый банк (НТБ).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК
Длительное время НТБ не сотрудничал с АвтоВАЗом. Причиной этого было наследие ликвидированного Росэстбанка – руководство ВАЗа настороженно относилось к бывшему главе Росэстбанка и нынешнему председателю правления НТБ Виталию Вавилину. Однако это не помешало Вавилину со временем начать обслуживать структуры, так или иначе связанные с АвтоВАЗом, в первую очередь его дилеров, что едва ли удалось бы сделать без определенных договоренностей с руководством автозавода.
За время своего существования НТБ неоднократно менял своих собственников. Его акционерами являлся ряд юридических и физических лиц, в том числе бывший топ-менеджер ОАО «АвтоВАЗ» Александр Висторопский, тольяттинские бизнесмены Михаил Вайнштейн и Виталий Зыков, бывший руководитель ОАО «Фосфор» Ирина Гендель, а также ЗАО «Тольяттистройзаказчик» и ООО «ФИК «Соверен». По неофициальной информации, к последней структуре имел отношение и топ-менеджмент банка. В 2002 году из-за конфликтов между акционерами председатель правления банка Виталий Вавилин был вынужден привлечь стратегического инвестора, способного содействовать развитию кредитной организации. Им стал АвтоВАЗ, выкупивший крупный пакет акций. Помимо самого автозавода акционерами НТБ стали дочерняя структура АвтоВАЗа ЗАО «Инвестиционная финансовая компания», Внешторгбанк (ВТБ) и несколько небольших тольяттинских компаний. Большую часть мест в совете директоров НТБ заняли представители автозавода, а его председателем стал Владимир Каданников.
Состав официальных владельцев банка неоднократно менялся и позже. Окончательный расклад сформировался к лету прошлого года. Около 20% акций сохранил АвтоВАЗ, еще примерно 57% акций было зарегистрировано на трех сотрудников юридической службы НТБ. По неофициальной информации, банк фактически контролировался автозаводом.

«АВТОМОБИЛЬНЫЙ БАНКИРСКИЙ ДОМ»
Основным финансовым партнером АвтоВАЗа к концу 1990-х гг. стал «Автомобильный банкирский дом». АБД (ранее – банк «Волна») был создан в Москве в 1994 году. Во второй половине 19990-х гг. эта кредитная организация была выкуплена топ-менеджерами ОАО «АвтоВАЗ», а затем головной офис учреждения перенесен в Тольятти. К осени 2005 года акционерами банка являлись сам автозавод, связанные с ним ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (АВВА) и ЗАО «Центральное отделение «Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК), а также 10 физических лиц из числа топ-менеджеров АвтоВАЗа. Длительное время АБД, по мнению ряда тольяттинских банкиров, действовал в качестве «расчетной кассы» предприятия. Через него велась большая часть расчетов АвтоВаза с поставщиками и дилерами. С 2001 года банк начал все более активно развивать работу с другими клиентами, а также с населением. Однако деятельность в этом направлении по большей части ограничивалась программами дистанционного автокредитования, реализовывавшимися в партнерстве с дилерами АвтоВАЗа.

«АСОЛЬ», «АСКО-ВАЗ» И «АСТРО-ВОЛГА»
Страховыми партнерами автозавода в Тольятти, взявшими на себя большую часть рисков, являлись участники так называемого «вазовского пула», который был создан по инициативе генерального директора СК «АСОЛЬ» Евгения Панина. В пул входят четыре страховщика, в том числе три тольяттинских – «Асоль», «АСтрО-Волга» и «АСКО-ВАЗ». Медицинская СК «АСКО-ВАЗ» занималась обязательным и добровольным медицинским страхованием сотрудников предприятия, «Асоль» и «АСтрО-Волга» - имущественными рисками, ОСАГО и т.д. Причем все три компании к настоящему времени также контролируются АвтоВАЗом - к примеру, в «Асоли» заводу сейчас принадлежит более 98%, в «АСтрО-Волге» - около 62%.
Совладельцем тольяттинской страховой компании «Асоль» ОАО «АвтоВАЗ» стало в 2002 году. Одновременно с предприятием акционерами страховщика стали Внешторгбанк, ЗАО «ИФК», ЗАО «Национальные кредитные карточки» (NCC) и московское ООО «Империал Грант». После смены собственников «Асоль» стала одним из основных страховых партнеров автозавода. С этой компанией сотрудничал не только сам АвтоВАЗ, но и ряд связанных с ним структур. В «Асоли» страховались дилеры автозавода, а также подконтрольные ему банки – АБД и НТБ. «АСтрО-Волга» также сотрудничала с АвтоВАЗом, однако в меньших масштабах.
В 2005 году АвтоВАЗ начал последовательно увеличивать свою долю в уставных капиталах этих компаний. В сентябре стало известно, что предприятие полностью выкупит дополнительную эмиссию акций СК «Асоль» объемом 100 млн рублей. К моменту ее проведения уставный капитал компании составлял 24,5 млн рублей. Эта эмиссия полностью выкупается АвтоВАЗом, в результате чего доля АвтоВАЗа в уставном капитале СК «Асоль» возрастает с 37,14% до 87,63%. В конце октября АвтоВАЗ выкупил пакет акций, принадлежавший «ИФК». Таким образом, доля автозаводу в уставном капитале страховщика составила 92,69%. В начале декабря 5,9% акций были выкуплены АвтоВАЗом у NCC, и к настоящему времени акционером страховщика, помимо самого завода (98,59% акций) остается только ВТБ (1,41%).
Параллельно АвтоВАЗ увеличивает долю в уставном капитале СК «АСтрО-Волга». К началу ноября этого года предприятию принадлежало 42,75% акций этого страховщика. Также крупными акционерами компании являются мэрия Тольятти и администрация Ставропольского района. В середине ноября внеочередное общее собрание акционеров тольяттинской страховой компании приняло решение о проведении допэмиссии акций объемом 20 млн рублей. К настоящему времени уставный капитал страховщика составляет 40 млн рублей. На прошлой неделе стало известно, что всю эмиссию выкупит автозавод. В результате этого пакет акций страховщика, принадлежащий предприятию, увеличится примерно до 62%.

…. И ДРУГИЕ
К 2005 году менеджмент АвтоВАЗа и их родственники располагали крупными пакетами акций в уставных капиталах еще трех региональных банков. Топ-менеджер Александр Висторопский и Николай Ляченков располагали по 19,7% акций тольяттинского Лептабанка. Тот же Ляченков являлся совладельцем и председателем совета директоров банка «Потенциал» (г. Жигулевск). Членом совета директоров в этом кредитном учреждении являлась также глава казначейства АвтоВАЗа Галина Казакова. Помимо этого зять Казаковой Андрей Богданов входил в число акционеров и совет директоров тольяттинского ФИА-Банка. Все эти банки в той или иной степени имели отношение к финансовым потокам АвтоВАЗа и связанных с ним структур. В первую очередь это касалось расчетов с некоторыми поставщиками, обслуживания вазовских дилеров и автокредитования через тех же дилеров.

НАЧАЛО
Ситуация для всех тольяттинских финансовых организаций осложнилась после отставки председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова в конце октября 2005 года. В связи с приходом на завод представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» под угрозой оказалась вся финансовая система, выстроенная прежним менеджментом.
Первые изменения затронули два приближенных к автозаводу банка – НТБ и АБД. В конце декабря 2005 года стало известно о перестановках в составе акционеров НТБ. Владимиром Каданниковым было сконцентрировано более 70% акций банка. Сумма сделки не оглашалась, однако тольяттинские банкиры расценивали ее как своеобразные «отступные» бывшему председателю совета директоров АвтоВАЗа. Кроме того, новый мажоритарный собственник мог до некоторой степени смягчить последствия изменения взаимоотношений между заводом и банком.
Также вскоре после отставки Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а принадлежащие им акции были зарегистрированы на АвтоВАЗ, АВВА и ЦО АФК. Сейчас 100% акций АБД принадлежит группе компаний ОАО «АвтоВАЗ». Эксперты связывали подобные действия завода как с планами продажи банка, так и с намерением «очистить» АБД от акционеров-«физиков» в преддверье масштабных «зачисток» топ-менеджмента предприятия. В дальнейшем практически все сотрудники завода, являвшиеся одновременно акционерами тех или иных банков-партнеров, действительно вынуждены были уйти с АвтоВАЗа, уступив свои кресла новым руководителям из структур «Рособоронэкспорта».
Практически сразу после распределения руководящих постов начался передел финансовых потоков ОАО «АвтоВАЗ». В конце декабря 2005 года на внеочередном собрании акционеров предприятия председателем совета директоров стал заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков, а генеральным директором – руководитель департамента товаров и технологий двойного применения «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский. В январе 2006 года на АвтоВАЗ трудоустроились два высокопоставленных менеджера московского Новикомбанка (НКБ). Президент этого кредитного учреждения Илья Губин был назначен вице-президентом по экономике и финансам, а его бывший заместитель Сергей Фомин – финансовым директором ОАО «АвтоВАЗ».

НОВИКОМБАНК
Примечательно, что НКБ тесно сотрудничал с государственными структурами, в том числе и с «Рособоронэкспортом». В 1995 году банк возглавил бывший руководитель этого госучреждения Андрей Бельянинов. К февралю этого года ОАО «АвтоВАЗ» вывело валютные счета из тольяттинских коммерческих банков – по большей части в НКБ. Не исключено, что вывод валютных счетов, начавшийся в январе 2006 года, связан с изменением финансовой политики автозавода после смены вазовских финансистов.
Однако крупными проблемами тольяттинским банкам это пока не грозило. Лишь два из них – АБД и НТБ - к тому времени сохраняли серьезную зависимость от финансовых потоков АвтоВАЗа, а валютные сделки составляли не более 10% от общих оборотов завода в тольяттинских банках. По оценкам участников регионального банковского рынка, обороты предприятия в местных банках составляли порядка 120-150 млрд рублей в год, в то время как валютные расчеты – не более $500 млн. Позже стало известно, что руководство НКБ ведет консультации об открытии своего филиала в Самаре и Тольятти. По неофициальной информации, это связано с продолжающимися изменениями финансовой политики АвтоВАЗа. Рассматривался вариант перевода в эту кредитную организацию также средств с рублевых счетов предприятия, что ударило бы в первую очередь по АБД и НТБ, так как из остальных тольяттинских банков основная часть средств автозавода уже выведена. Также в филиале, вероятно, должны были обслуживаться и сотрудники АвтоВАЗа, в первую очередь его топ-менеджмент. Однако к концу 2006 года филиал НКБ так и не был открыт.

АЛЬФА-БАНК
Расширить масштабы своего сотрудничества под новые проекты АвтоВАЗа попытался и московский Альф-банк. С АвтоВАЗом Альфа-банк и его самарский филиал сотрудничают уже достаточно давно. Так, в 2003 году местное подразделение московского банка и тольяттинский автозавод подписали соглашение об открытии двух кредитных линий на общую сумму два млрд рублей. Как заявляли тогда представители СФ Альфа-банка, средства, полученные в рамках первой кредитной линии, АвтоВАЗ направил на текущие расходы, в рамках второй – на модернизацию производства. В 2004 году СП «GM-AвтоВАЗ» заключило соглашение с Альфа-банком и Собинбанком, в соответствии с которым эти две организации должны были реализовать общенациональные программы автокредитования.
Тем не менее, основными партнерами автозавода на тот момент оставались ВТБ, а также ряд тольяттинских банков, в первую очередь АБД.
В 2006 году Альфа-банк начал переговоры с новым руководством АвтоВАЗа. По неофициальной информации, соглашение включало в себя как финансирование самого завода и его отдельных проектов, так и обслуживание счетов предприятия. В частности, не исключено, что Альфа-банк будет обслуживать и проекты, реализуемые АвтоВАЗом совместно с «Рособоронэкспортом». Возможно, в данном случае речь идет о финансировании производства и поставок комплектующих с предприятий. Появление Альфа-банка в числе основных финансовых партнеров завода наравне с ВТБ и Российским банком развития (РосБР) может быть связано с тем, что эта кредитная организация уже давно и достаточно активно сотрудничает с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, Альфа-банк, активизировавшийся в сфере банковской розницы и располагающий разветвленной филиальной сетью, может реализовать широкомасштабные проекты по кредитованию физических лиц на приобретение вазовских автомобилей. По информации $, переговоры о сотрудничестве проводились между представителями головного офиса Альфа-банка и «Рособоронэкспорта». Результатом стало создание «Капиталоборонэкспорта».

ГОСБАНКИ
В марте 2006 года завод заключил соглашение с РосБР о взаимодействии сроком на три года. По нему эта организация будет самостоятельно кредитовать завод, а также привлекать под его проекты синдицированные кредиты в России и за рубежом. Объем финансирования РосБР должен составить $4,5 млрд. Привлеченные средства предприятие планирует направить на обновление модельного ряда и создание нового двигательного производства. Однако позже от этого соглашения стороны отказались, в первую очередь из-за непроработанности проектов ВАЗа.
Также АвтоВАЗ заключил соглашение о стратегическом партнерстве с ВТБ. В соответствии с ним банк будет выступать в качестве одного из основных кредитных учреждений для обслуживания финансовых потоков АвтоВАЗа. Партнерство с ВТБ позволит АвтоВАЗу финансировать расширение экспорта. Кроме того, сотрудничество с ВТБ, представители которого входят в совет директоров компании, необходимо для организации займов на развитие производства. Именно поэтому ВТБ в 2006 году вернулся к планам открытия филиала в Тольятти, чему ранее активно противились прежние руководители самарского подразделения, так как именно на ВАЗ и его структуры приходится значительная часть активов ВТБ в Самарской области. Тем не менее, к концу 2006 года госбанк был вынужден перенести сроки открытия своего филиала на неопределенный срок.

ШИРЕ КРУГ
Круг финансовых партнеров ОАО «АвтоВАЗ» и претендентов на это звание продолжал расширяться в течение всего 2006 года. После начала переговоров между тольяттинским автозаводом и французским концерном Renault в число крупнейших кредиторов предприятия попытались войти анк «Сосьете Женераль Восток» и Росбанк. Приход на завод иностранцев и создание в Москве торгового дома могло завершить кардинальный передел финансовых потоков АвтоВАЗа, начавшийся в 2006 году. В этом случае тольяттинские банки могут потерять не только остатки денег завода, но и большую часть клиентов из числа его дилеров. Однако ВАЗ подписал соглашение с канадской Magna, которая, по информации $, не намерена требовать обслуживания проектов в «своем» банке, как Renault.

«РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР»
Параллельно делились и страховые потоки АвтоВАЗа. Главным претендентом стала московская СК «Русский страховой центр» (РСЦ), подконтрольная ФГУП «Рособоронэкспорт». РСЦ начал работу в 1992 году и длительное время специализировался на страховании предприятий оборонно-промышленного комплекса и авиационно-космической отрасли. В декабре 2001 года ФГУП «Рособоронэкспорт» подписал соглашение о приобретении контрольного пакета акций этого страховщика. Страховщик уже в середине 2006 года начал подготовку к открытию филиала в Тольятти. Это может быть связано с планами РСЦ обслуживать ОАО «АвтоВАЗ», что скажется на позициях трех региональных компаний, входящих в «вазовский пул», - СК «Асоль», «АСКО-ВАЗ» и «АСтрО-Волга». Одновременно московский страховщик открывает свой филиал в Самаре. В Самаре РСЦ планирует работать с местными оборонными предприятиями. В частности, с предложениями о сотрудничестве представители компании уже выходили на председателя совета директоров ОАО «Гидроавтоматика» Алексея Леушкина. По словам Леушкина, решение о сотрудничестве с РСЦ еще не принято. Сейчас предприятия страхуются в нескольких компаниях, в том числе в СК «СКИФ-ИНКОМ» и СФ «Ресо-гарантия».

«АРБАТ»
Также на самарский страховой рынок планирует выйти московская СК «Арбат». Страховая компания «Арбат» (ранее – Международная страховая компания) начала работу в 2002 году. Ее учредителями являются ЗАО «О.Б.Л. Нефтепродукт» и ООО «Национальная нефтяная компания». В настоящее время СК «Арбат» располагает филиалами в Санкт-Петербурге, Рязани, Пятигорске и Мурманске. Филиал страховщика в Самаре возглавит бывший директор СФ СК «Метрополис» Александр Кораблин. По официальной версии, создание нового подразделения связано с планами расширения филиальной сети страховщика. По неофициальной информации, эта компания пользуется поддержкой Игоря Есиповского. Вероятно, СК «Арбат», как и РСЦ, намеревалась начать сотрудничество с автозаводом.

ИТОГИ ПЕРЕДЕЛА
Массированная атака «гостей» (НКБ, ВТБ, Альфа-банк, РСЦ, «Арбат» и другие) фактически привела к серьезному переделу финансовых потоков АвтоВАЗа. Банки, не слишком приближенные к ВАЗу, такие как ФИА-Банк (после выхода из состава акционеров Андрея Богданова), банк «Потенциал», Лептабанк, полностью лишились средств вазовских партнеров. Потери понесли и другие тольяттинцы. К весне 2006 года новое руководство АвтоВАЗа активно обсуждало вопрос о распродаже оставшихся непрофильных активов – АБД и трех страховых компаний.
Однако в дальнейшем планы завода изменились. Новый топ-менеджмент АвтоВАЗа вошел в наблюдательный совет АБД и утвердил новую стратегию его развития. В числе приоритетных направлений деятельности были определены, в частности, развитие программы кредитования населения на приобретение автомобилей и привлечение ресурсов на организованном рынке заимствований.
К настоящему времени планы АвтоВАЗа в отношении кредитного учреждения и дальнейшие пути развития АБД окончательно прояснились. Банк будет действовать как дочерняя структура, активно кредитующая физлиц на приобретение автомобилей производства АвтоВАЗа. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций – Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors(G-MAC) и другие.
По данным пресс-службы АБД, «в рамках программы, действующей с 2003 года, АБД традиционно проводит сезонные акции, направленные на стимулирование продаж в кредит автомобилей производства АвтоВАЗа. Сейчас банк начал реализацию широкомасштабной программы автокредитования «Невиданная возможность». Как сообщили в пресс-службе АБД, «наиболее активно в акции принимают участие 134 дилера в 77 городах РФ». В отличие от базовых условий, в рамках специальной акции граждане РФ могут получить кредит без первоначального взноса, также сокращен список требуемых документов. Процедура оформления кредита осуществляется непосредственно на местах продажи в салонах дилеров».
В связи с этим АБД намерен расширять свое территориальное присутствие. Как сообщили в пресс-службе, «в программе развития банка предусмотрено расширение региональной сети представительств и открытие кредитно-кассовых офисов». Сейчас АБД реализует программу за счет собственных и привлеченных на рынке средств - депозиты и векселя юридических лиц, вклады физических лиц. Однако «в перспективе банк планирует привлечение долгосрочных ресурсов на организованном рынке ценных бумаг: облигационные и вексельные займы, секъюритизация активов». Обращение к облигационному займу связано как с дефицитом средств на развитие автокредитования, так и с необходимостью создавать сеть региональных подразделений. Организация представительств и ККО вызвана высоким уровнем просрочек при дистанционном кредитовании. Благодаря поддержке ГК «АвтоВАЗ» и его дилеров АБД при достаточно существенных инвестициях может превратиться в банк федерального уровня. Аналогичным образом развивался Русфинанс Банк (ранее – Промэк-Банк), создававший сеть представительств при поддержке своего прежнего собственника – группы «СОК», а также подконтрольных ей дилеров.
Несколько иначе складывается ситуация вокруг страховых компаний, несмотря на то что топ-менеджемент ВАЗа вошел в советы директоров этих структур. Не исключено, что в дальнейшем предприятие избавится от одного из универсальных страховщиков (вероятно, от «АСтрО-Волги»), сохранив «АСКО-ВАЗ» и «Асоль». Об этом может говорить и тот факт, что именно к «АСтрО-Волге» проявляли интерес представители московской СК «Ренессанс Страхование».

P. S.
Скорее всего, в дальнейшем потоки ВАЗа будут поделены следующим образом: финансирование крупных проектов и часть расчетов будут вестись через ВТБ, Внешэкономбанк и Альфа-банк, в то время как через АБД, а также через НТБ, где автозавод сохраняет 19,9% акций, пойдет кредитная поддержка продаж «вазовских» автомобилей. «Асоль» и, возможно, «АСтрО-Волга» будут выступать в первую очередь как страховые партнеры местных банков, а отчасти дилеров и региональных партнеров завода. Участие остальных банков и страховых компаний в вазовских и околовазовских финансовых потоках будет, скорее всего, минимальным.

←Назад
Поделиться: