Объект исследования:
РЫНОК ЛИЗИНГА
Цель исследования:
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА И ПРОГНОЗ ЕГО
РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГГ.
Регион исследования:
РОССИЯ И РЕГИОНЫ РФ
Основные блоки
исследования:
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА
СЕГМЕНТАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА
ЛИЗИНГА
КРУПНЕЙШИЕ ИГРОКИ НА РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ ЛИЗИНГА
ОТДЕЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ СЕГМЕНТЫ
ТЕНДЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
ЛИЗИНГА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КЛИЕНТОВ
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГА НА
2011-2015 ГГ.
Рынок сегментирован:
ПО РЕГИОНАМ РОССИИ
ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИИ
ПО СЕГМЕНТАМ ОБОРУДОВАНИЯ
ПО КРУПНЕЙШИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Источники информации,
используемые в исследовании:
Федеральная служба государственной
статистики
Министерство экономического развития
Федеральная таможенная служба
Федеральная налоговая служба
Оценки экспертов отрасли
Отчеты о розничных продажах
Материалы основных игроков отрасли
Данные профессиональных ассоциаций
Отраслевые печатные и электронные
издания
В исследовании
приводится 20 графиков, 19 диаграмм и 36 таблиц.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ЛИЗИНГА
Наиболее
корректным показателем при оценке объема рынка лизинга является объем новых
сделок, заключенных в течение календарного периода – он позволяет понять,
насколько продуктивной была деятельность лизинговых компаний и насколько
быстро растут их портфели.
Объем
рынка лизинга в 2006-2010 годах заметно колебался. Если до 2007 года следовал
активный рост в ***-***% ежегодно, то после наступления финансового кризиса
объем рынка заметно сократился, упав в 2009 году до *** млрд рублей, после
чего, в 2010 году, последовал новый пик роста до уровня 2008 года. В 2010
году объем рынка превысил *** млрд рублей.
В
2006-2010 годах больше половины сделок приходилось на Москву,
Санкт-Петербург, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Доля
Москвы и Центрального ФО лишь в 2008 году была меньше ***% рынка (***%).
Помимо
столичных регионов, заметные доли в общем объеме лизинговых сделок составляли
сделки в Поволжском (***-***%) и Сибирском (***-***%) федеральных
округах.?
СЕГМЕНТЫ РЫНКА
В 2010 году наибольшая доля рынка
заключенных сделок приходилась на сегменты железнодорожной техники (***%),
авиационного (***%), грузового (***%) и легкового (***%) транспорта, а также
строительной (***%) и дорожно-строительной техники (***%), недвижимости
(***%).
Почти
половина увеличения объема новых договоров лизинга в 2010 году пришлась на
железнодорожную технику (*** млрд руб.). Значительный, хотя и гораздо
меньший, рост наблюдался в сегментах грузового (*** млрд руб.) и авиационного
(*** млрд руб.) транспорта, а также легковых автомобилей (*** млрд руб.). В
остальных сегментах суммарный рост сделок не превышал *** млрд руб.
Железнодорожная
техника занимала стабильно высокую долю в общем объеме лизинговых сделок –
начиная с 2008 года, она занимала более 25% от общего объема сделок, а в 2010
году доля контрактов на нее составила 39%.
В
2010 году доли большинства других видов оборудования несколько сократились
из-за опережающего роста доли железнодорожной техники. Стоит отметить,
однако, что в крупнейших сегментах сокращение не затронуло грузовой
автотранспорт, строительную и дорожно-строительную технику.
Несмотря
на самый быстрый рост, доля Приволжского ФО за 2007-2010 годы сократилась на
***% вследствие относительно быстрого темпа роста Уральского ФО.
Таблица.
Объем новых договоров по сегментам оборудования в 2008-2010 гг., млн. руб.
2007 2008 2009
Все
сегменты *** *** ***
Железнодорожная
техника *** *** ***
Авиационный
транспорт *** *** ***
Грузовой
автотранспорт *** *** ***
Легковые
автомобили *** *** ***
Строительная
техника *** *** ***
Дорожно-строительная
техника *** *** ***
Здания
и сооружения *** *** ***
Оборудование
для нефтедобычи и переработки *** *** ***
Суда
(морские и речные) *** *** ***
Энергетическое
оборудование *** *** ***
Прочие *** *** ***
4.5.
Лизинг легкового транспорта
До
2008 года сегмент лизинга легкового автотранспорта заметно отставал от лизинга
грузового транспорта. Однако в результате финансового кризиса 2008-2009 годов
сокращение сегмента оказалось заметно меньшим, что привело к выравниванию
долей сегментов. В 2010 году российскими лизингодателями было заключено
контрактов на *** млрд. руб.
Крупнейшим
лизингодателем в сегменте в 2010 году являлась компания «Europlan»,
увеличившая за 2008-2010 годы свою долю в сегменте на 9 п.п.
Другим заметным игроком являлась компания «CARCADE лизинг», занимавшая в том же году
около ***% рынка. Сектор лизинга автомобилей является одним из немногих
секторов, в котором большинство лидирующих позиций занимают компании,
ориентированные преимущественно на один сегмент оборудования.
На
развитие сегмента лизинга легкового транспорта в значительной степени влияют
те же факторы, что и на сегмент грузового транспорта, что может заставить
усомниться в его стабильности в среднесрочной перспективе. Стоит отметить,
однако, что сегмент легковых автомобилей отличается сравнительно высокой
стабильностью – большее число контрактов при их меньшей стоимости и
сравнительно большее количество покупателей «размазывают» спрос по большему
количеству потенциальных лизингополучателей. Это позволяет ожидать, что в
ближайшем будущем сегмент сохранит свою долю в общем объеме рынка лизинга.
Кроме
того, с 2011 года было снято ограничение о передаче в лизинг только
оборудования, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности,
и появилась возможность передачи в лизинг некоторых видов потребительских
товаров. Спрос на лизинг легкового автотранспорта может привести к заметному
росту объема и доли сегмента на рынке лизинга.?
ТЕНДЕНЦИИ НА
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЛИЗИНГА
Специализация
компаний
Лизинговые
компании де факто выполняют две функции: агрегирование капитала с последующей
передачей его лизингополучателям (кредитные функции) и управление имуществом,
находящимся в собственности компании и переданного в лизинг (управляющие
функции).
В
отличие от компаний, предоставляющих исключительно кредитные услуги,
лизинговые компании вынуждены непосредственно взаимодействовать с предметом
лизинга и в большой доле договоров несут ответственность за его состояние.
Компании либо организовывают собственные отделы, ответственные за контроль
качества предметов лизинга и, при необходимости, их обслуживание, либо отдают
эти функции на субподряд.
Степень
подобной обремененности предметом лизинга заметно различается в разных
сегментах оборудования – одним из наиболее ярких в этом отношении является
сдача в лизинг легковых автомобилей. Многие лизингодатели, специализирующиеся
на этом сегменте, в конечном итоге приходят к организации собственной
технической службы, которая занимается наблюдением за состоянием автомобилей
и их обслуживанием.
Образующаяся
специализация компаний, основанная не только на знаниях специалистов и их
знакомстве с отдельными сегментами предметов лизинга, но и на организационной
структуре самих компаний, образовании нанятых в них специалистов, в
большинстве небольших компаний приводят к ориентации на один конкретный
сегмент, с которым компания работает успешно, и невозможности эффективной
экспансии в другие сегменты.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГА НА 2011-2015 ГГ.
Прогнозы
развития рынка лизинга, даваемые отечественными аналитическими агентствами и
участниками рынка, в большинстве случаев довольно сильно различались с
реальным развитием рынка, хотя и соответствовали тренду его развития в целом.
Так, например, в 2008 и 2010 годах участники рынка ожидали постепенного
увеличения спроса со средним темпом в ***-***%. По факту же рост составил
***% и ***% соответственно. С другой стороны, в 2004 и 2007 году, когда рост
рынка также ожидался в пределах *** процентов, реальный рост объема новых
контрактов оказался незначительным. В конце 2010 года участники рынка ожидали
роста рынка на ***-***% в течение 2011 года. По итогам деятельности некоторых
лизинговых компаний в первом полугодии 2011 года, их рост составил более
***%.
Стоит
отметить, однако, что большинство отечественных оценок развития рынка
лизинга, насколько можно судить, основывается на предыдущей динамике
российского рынка. Между тем, международные сравнения позволяют оценить
реалистичную емкость рынка и вероятную динамику его развития.
Мировой
рынок лизинга в 1991-2009 годах рос со среднегодовым темпом прироста в ***%,
причем до кризисных 2008-2009 годов, темп прироста составлял ***%. В мировой
экономике наблюдались проблемы схожие с российскими – отсрочки платежей,
нехватка ликвидности и высокий риск инвестиций. Эти факторы и привели к
падению рынка лизинга на ***% в течение 2008-2009 годов.
Кроме
того, в динамике развития рынка заметны волны ускорения роста рынка,
приводящие к некоторому последующему его снижению. При этом в 2006-2007 годах
вместо очередного небольшого снижения наблюдался наоборот резкий рост – и
резкое же падение в 2008-2009 годах.
Стоит
также отдельно отметить, что на российском рынке лизинга наблюдалась схожая
динамика – 2007-2008 годы отличались более высоким объемом новых контрактов в
абсолютном выражении, чем в каком-либо предыдущем году. Заметное отличие
российского рынка лизинга от мирового в 2000-х годах заключается лишь в более
высоком, «догоняющем» развитии, по сравнению со среднемировым уровнем.
Вторым
важным фактором, который необходимо учитывать, является доля лизинга в ВВП
страны.
Таким
образом, доля в ***% от объема ВВП выглядит естественным пределом развития
рынка лизинга в большинстве стабильных экономик, причем, чем ниже темп
развития национальной экономики, тем эта доля, разумеется, меньше.
По
оценке Мирового Банка, ВВП РФ к 2015 году удвоится в номинальном
(ненормированном на инфляцию) выражении вдвое и превысит *** трлн. долл. (или
около *** трлн. руб.). В 2010 году рынок лизинга занимал около ***% от объема
российского ВВП в стоимостном выражении. Таким образом, при простом
сохранении существующей доли в ВВП, к 2015 году рынок лизинга должен будет
вырасти в *** в номинальном выражении.
Однако,
по оценке аналитиков Intesco Research Group, рынок имеет пространство для
развития еще и в доле ВВП. Более быстрый темп развития экономики, по
сравнению с большинством западных стран, а также многочисленные программы
развития различных отраслей, разработанные Министерством промышленности и
торговли Российской Федерации, подразумевают сравнительно большую долю
инвестиций в производство относительно ВВП. По мнению аналитиков Intesco Research Group, рынок лизинга может вырасти до
***% ВВП к 2015 году, после чего стабилизируется.
В
натуральном выражении это может привести к *** росту объема рынка лизинга в
натуральном выражении – в этом случае к 2015 году он превысит *** млрд руб.
Среднегодовой темп прироста рынка составит около ***%. Примерно на рубеже ***
млрд руб. вероятна стабилизация роста рынка и его превращение его в развитый
(примерно в точке пересечения кривых на графике).