Особое мнение
19.02.2012

Геннадий Зюганов: назад, в будущее!

На выходных я решил ознакомиться с программой кандидата в президенты России Геннадия Зюганова. Надо отдать должное - программа произвела на меня очень сильное впечатление. Создатели всех когда-либо снятых фильмов ужасов тихо курят в сторонке по сравнению с тем, что обещает реализация этой программы. Возможно, я, конечно, что-то недопонял в программе Зюганова - кто разберется в ней лучше, может меня поправить.

Чтобы не цитировать всю программу и вообще поменьше «размазывать», опустим чисто предвыборную риторику товарища Зюганова и остановимся на тех пунктах, которые лично у меня как у достаточно грамотного экономиста вызывают большие вопросы, а также напомним кое-какие факты, которые товарищ Зюганов предпочел не вспоминать.

Первый пункт «экономической части» программы - национализация (нефтегазового комплекса, банковской сферы, энергетики, авиастроения, железнодорожного транспорта), за счет которой Зюганов рассчитывает удвоить доходы российского бюджета.

Отметим два немаловажных момента. Во-первых, если верить выступлению министра финансов Антона Силуанова, по итогам 2011 года все доходы российского бюджета составили 11,35 трлн. рублей, из них примерно 5,6 трлн. рублей - доходы от нефтегазового сектора. То есть доходы российского бюджета для «удвоения по Зюганову» должны будут вырасти минимум до 22 трлн. рублей.

Во-вторых, почти во всех перечисленным Зюгановым сферах доминирующие компании и так контролируются государством: ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Транснефть» в нефтегазовой отрасли, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк» (РСХБ), ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО АКБ «Банк Москвы», ОАО «Газпромбанк» (косвенно через Газпром и НПФ «Газфонд») - в банковской, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) - в железнодорожных перевозках. Ну а сам пункт невольно воскрешает в памяти лозунг «Экспроприация экспроприаторов» или попросту «грабь награбленное».

А теперь о главном. Одного этого пункта уже достаточно, чтобы на ближайшие 10 лет лишиться любых возможностей привлекать хоть какие-то иностранные инвестиции. Да, можно, конечно, надеяться, что со временем инвесторы подуспокоятся, как это было во времена НЭПа (иностранные концессии начали создаваться уже через несколько лет после революции, но эффект от их создания в силу быстрого сворачивания НЭПа оказался несравним с опытом Китая после начала реформ Дэн Сяопина). Но я бы не стал на это сильно рассчитывать. Стран с куда более привлекательным инвестклиматом достаточно много, чтобы инвесторы после национализации надолго забыли о России.

Кроме того, национализация спровоцирует невиданный отток капитала из Росси. Это будут прямые потери в триллионы (а скорее, в десятки триллионов рублей), а в долгосрочной перспективе национализация заодно подрубит внутренние частные инвестиции - кто станет вкладывать свои деньги, если в любой момент рискует лишиться своего имущества? Кстати, именно так выглядели последние годы НЭПа. Потери от этого не покроет даже «удвоение доходов бюджета», которое в таких условиях станет попросту недостижимым. При этом и привлечение внутренних займов сильно осложнится - разве что их опять сделают обязательными, как в СССР 1930-х гг. (и ни один из этих займов не был полностью выплачен, облигациями после войны обклеивали стенки туалетов).

«При этом тем, кто овладел народным добром в 90-е, но вложился затем в развитие производства, мы предложим достойную компенсацию». То есть бюджету опять же придется пойти на дополнительные расходы для выплаты компенсации, которые в настоящее время, не зная методики подсчета, оценить попросту невозможно. Впрочем, это дополнение к расходной части можно особо не принимать в расчет - уверен, что эти компенсации будут копеечными (если вообще будут).

«Этих людей мы готовы обеспечить работой в качестве специалистов и пригласить их к участию в интересных проектах как инвесторов».

Тут, мне кажется, и так все понятно. Если кто-то из бывших собственников и согласится управлять экспроприированным у него предприятием, то в большинстве случаев только для того, чтобы побыстрее «отворовать» понесенные из-за экспроприации убытки и сбежать. Экономический эффект вполне понятен.

Если в целом - ни о каком удвоении доходов бюджета при такой программе не может быть и речи, поскольку прибыльность большинства предприятий не настолько высока, чтобы обеспечить дополнительные 10-11 трлн. рублей в год. А после национализации их прибыли упадут, и весьма существенно - из-за перехода на новые методы управления, назначение нового (и наверняка не слишком грамотного руководства - у социалистов же любая кухарка может управлять государством), ломки внешнеэкономических связей и так далее. Единственные, кто в результате получит от «национализации» выгоду, - зюгановская бюрократия, которая, как и в «старые добрые времена», получит право распоряжаться всей экономической жизнью страны.

При этом следует добавить, что сам Зюганов обещает снизить налоги для предприятий реального сектора экономики (правда, не указывает насколько), а «производства, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, направляют средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», получат «весомые льготы». Иными словами, эти пункты еще больше уменьшат реальный объем дополнительных поступлений в бюджет, о которых пишет Зюганов.

Еще один пункт, на который Зюганов, судя по всему, возлагает большие надежды, тоже вызывает сомнение, а именно - введение прогрессивного подоходного налога. «Мы введем прогрессивную шкалу подоходного налога, пополнив бюджет на два триллиона рублей ежегодно».

Прогрессивка - это, конечно, хорошо. Но хотелось бы видеть сами расчеты, из которых Зюганов высчитал 2 трлн. рублей в год. Цифра выглядит взятой с потолка и явно не учитывает, что если налоги вырастут в разы (а иначе 2 трлн. в год не обеспечишь), то в разы вырастут и масштабы ухода от них (хоть расстреливай, все равно будут выкручиваться). Я уже не говорю о том, что в свете предыдущих положений налогооблагаемая база резко снизится, ведь олигархов больше не будет (их собственность экспроприируют), количество людей с высоким уровнем доходов тоже уменьшится.

Есть и еще один опасный в долгосрочной перспективе пункт - «правительство прекратит рост тарифов на газ и электроэнергию, на услуги ЖКХ и транспортные перевозки, как оно остановит повышение цен на уголь и горюче-смазочные материалы». Иными словами, через некоторое время (учитывая рост инфляции) их придется дотировать, как это было в СССР, а это - сначала снижение доходов бюджета, а потом, по мере роста дотирования - увеличение прямых расходов, а заодно - образование товарного дефицита.

Кстати, параллельно товарищ Зюганов обещает бороться с коррупцией, однако в программе не уточняется, за счет каких мер. При этом Зюганов как всегда забывает, что СССР отнюдь не отличался низкой коррупцией (и тем более ее отсутствием). Такой факт: в первый год генсечества Юрия Андропова только в Москве и только против работников торговли было возбуждено 15 тысяч (!!) уголовных дел по фактам воровства, дачи или получения взяток и злоупотребления служебным положением. В других делах, которые сейчас назвали бы делами о коррупции и экономической преступности, фигурировали члены ЦК Узбекистана, Киргизии, Грузии, Азербайджана, а также личный секретарь Брежнева, его дочь с зятем, высшие чины МВД. И если бы не скорая смерть Андропова, таких дел явно было бы куда больше.

Теперь посмотрим на «расходную часть» программы, чтобы представлять, какие в действительности средства надо будет изыскать правительству Зюганова, чтобы выполнить все свои обещания.

«Новая индустриализация... В период с 2013 по 2016 гг. государственные инвестиции в развитие промышленности увеличатся не менее чем на 20 триллионов рублей». Исходя только из этого пункта программы расходы бюджета возрастут минимум на 5 трлн. рублей в год (кстати, в 2011 году на те же цели было выделено около 1,8 трлн.).

Невольно возникает и такой вопрос: насколько обоснованны эти расчеты и насколько вообще необходима эта новая индустриализация? Ведь мало построить завод и обеспечить его оборудованием - нужны еще квалифицированные кадры, технологии, поставщики сырья и, что самое главное, рынки сбыта (при конкурентоспособной по цене и качеству продукции). Или опять будем соревноваться, кто больше чугуна в мире выплавил ради красивой цифры в отчете ЦК КПСС?

«Мы восстановим продовольственную безопасность страны. Ассигнования на развитие сельского хозяйства составят от 10 до 15% расходной части федерального бюджета».

Даже если брать за исходный показатель бюджет-2011, на село потребуется дополнительно выделить примерно 1 трлн. рублей в год, а если исходить из запланированного Зюгановым увеличения бюджета вдвое (минус нынешние ассигнования) - то не менее 2 трлн.

При этом нелишне напомнить, что в СССР еще до Горбачева никакой продовольственной безопасностью и не пахло - импортировать продовольствие СССР начал в конце 1950-х гг., а в первой половине 1980-х на долю импорта приходилось 25-30% потребляемого продовольствия. Одного зерна в 1970-1980-х гг. ввозилось ежегодно десятки миллионов тонн; к примеру в 1984 году - 46 млн. тонн (а сейчас Россия - крупный экспортер зерна). Причем такому масштабному импорту продовольствия СССР был обязан именно своей социалистической системе хозяйствования - потери урожая в середине 1980-х гг. только по официальным данным составляли 20-30%. И во второй половине 80-х импорт упал не потому, что стали больше выращивать, а потому, что платить капиталистам за продукты стало нечем (упали цены на нефть, газ, золото, а западные банки перестали давать СССР кредиты в конце 1980-х).

«К концу 2013 года средний размер пенсий в России вырастет в 2 раза, минимальный - в 3 раза». Судя по данным за 2011 год, в России насчитывалось 36,6 млн. пенсионеров, а средняя пенсия составляла в декабре прошлого года примерно 8,5 тысячи рублей. Таким образом, на обещанное удвоение средней пенсии потребуется дополнительно 3,73 трлн. рублей в год (8500 рублей х на 36,6 млн. пенсионеров х на 12 месяцев).

Образованию также обещают невиданные средства: «государственные расходы на него вырастут с 4% до 8-10% от ВВП». Учитывая, что ВВП России в 2011 году составил более 53 трлн. рублей, расходы должны составить минимум 4,2-5,3 трлн. рублей, то есть вырасти на 3,6-4,7 трлн. по сравнению с бюджетом-2011 (если же считать только исходя из ВВП, то на 2,1-3,2 трлн. рублей).

При этом, выдвигая очередной красивый лозунг «Мы вернём народу величайшее завоевание Советской власти - всеобщее бесплатное образование», товарищ Зюганов, как обычно, забыл, что в СССР оно не всегда было бесплатным - в 1940-1954 гг. за обучение в старших классах школы и в ВУЗах приходилось платить (и не так уж мало, учитывая тогдашний уровень жизни).

Если просуммировать уже все перечисленное из программы товарища Зюганова, то расходная часть бюджета по самым скромным подсчетам уже должна дополнительно увеличиться минимум на 11,83 трлн. рублей, а по «нескромным» - на 15,4 трлн.

Напомню, что в 2011 году доходы бюджета составили 11,35 трлн., а соответственно, все выше перечисленное полностью «съедает» даже обещанное Зюгановым (и явно недостижимое) «удвоение доходов бюджета».

Но ведь это еще не все - остается еще масса пунктов, на которые также потребуются деньги. «Не позднее 2014 года средняя зарплата в здравоохранении превысит среднюю по стране»; «Ускоренное развитие науки»; «Инвестиции в российское авиастроение удвоятся уже в 2013 году»; «Новое законодательство расширит сеть социальных учреждений, усилит защиту материнства и детства, введёт дополнительные меры поддержки пожилых людей и инвалидов»; «Дешёвое тепло и электроэнергия придут в каждый дом. Ваша плата за жильё и коммунальные услуги не будет превышать 10% от дохода семьи»; «Семьи с низкими доходами получат его (жилье - прим. авт.) бесплатно. Остальные смогут приобретать жильё в кредит по ставке не более 5% годовых»; «Для многодетных семей начнёт действовать развитая система льгот»; «Вы сможете получать качественное медицинское обслуживание бесплатно»; «Не позднее 2014 года средняя зарплата в здравоохранении превысит среднюю по стране»; «Единовременное пособие на новорожденного с 1 января 2013 года составит 50 тысяч рублей»; «До конца 2012 года будет принят закон «О культуре». В течение трёх лет расходы на эту сферу удвоятся»; «Мы возродим Вооруженные Силы и оборонно-промышленный комплекс России»; «Семьи офицеров будут обеспечены жильем, школами, дошкольными учреждениями, домами культуры»; «Увеличится финансирование потребностей местного самоуправления».

Все эти статьи расходов подсчитать сложно, но можно предположить, что это - еще несколько триллионов рублей в дополнение к уже перечисленным расходам. То есть уже никакой возможности выполнить все обещания и уложиться в 20-22 трлн. рублей - расходы бюджета составят в самом лучшем случае 25 трлн. рублей, а скорее, все 30 трлн. рублей.

Иными словами, даже при условии национализации перечисленные в программе Зюганова цели недостижимы без активного наращивания денежной массы или попросту - включения печатного станка. Причем печатать придется по несколько триллионов в год. Естественный результат такой политики - скачок инфляции (при условии сохранения рыночного ценообразования). А если учесть, что борьба с инфляцией явно будет вестись за счет запретительных мер (установления предельного уровня цен на те или иные товары и услуги, о чем Зюганов в своей программе заявляет неоднократно), можно ожидать быстрого перетекания инфляции в товарный дефицит и разрастания «черного рынка». Причем этот «черный рынок» из-за быстрого обесценивания денег будет, вероятно, по большей части бартерным (как это и было большую часть советской истории). А это, кстати, еще больше подрубит доходы бюджета из-за снижения налогов с продаж и с доходов торговых сетей, а также роста убытков предприятий из-за воровства сотрудников (в советское время их называли «несуны»), что в конечном итоге приведет к еще большей реальной инфляции. Кроме того, велика вероятность того, что инвестиции в экономику будут растрачены на сомнительные с экономической точки зрения проекты, благодаря которым может сформировать ситуация «а-ля СССР-1991» (в 1980-х гг. средства из Сбербанка активно переводились в Госбанк СССР и затем инвестировались в проекты «народного хозяйства», а когда правительство СССР оказалось неплатежеспособным - вклады благополучно «сгорели»).

В свете всего вышесказанного можно ожидать, что в случае победы Зюганова на выборах уже в 2013 году реальный курс рубля даже в лучшем случае упадет минимум вдвое (если не будут установлены фиксированные курсы и двойной стандарт, как это было в СССР - внутренний рубль и рубль инвалютный, чьи реальные курсы различались в разы), а инфляция вырастет минимум до 30-40% годовых, чего в России не было с 1990-х. И дальше будет только хуже.

Иными словами, программа Зюганова обещает нам в перспективе 2-4 лет возврат к худшим временам СССР - товарный дефицит и бартерный «черный рынок», которые, кстати говоря, выльются и в снижение уровня жизни.

Но, если честно, я боюсь даже не победы Зюганова и реализации его программы - я боюсь того, что будет после этого. Катастрофа по образцу и подобию распада СССР, но уже в масштабах России - вполне реальный вариант дальнейшего развития событий. Не сразу и не завтра - через 10-12 лет, если Зюганов получит возможность реализовать свою популистскую программу и сможет получить власть на второй срок.

Впрочем, есть и другой вариант - все обещания так и останутся обещаниями. Или же перестанут исполняться через некоторое время (по мере расхождения теории социализма с реальной жизнью), как некогда обещания «землю крестьянам, заводы рабочим» закончились коллективизацией и индустриализацией, превратившими всю экономику страны в собственность советской бюрократии.

Илья Липкинд,

ИА «Саминвестор».

←Назад
Поделиться: