Особое мнение
28.11.2011

Еврозона: «Большой шлем» без козырного туза

Европейский долговой кризис все ближе к тому, чтобы перерасти в мировой экономический. Однако с рецептами по лечению «европейской болезни» власти Еврозоны до сих пор окончательно не определились - скорее всего потому, что любой из них может привести к рецессии в европейской, а затем и в мировой экономике. Сейчас Еврозона оказалась в положении игрока, который должен разыгрывать «большой шлем» без козырного туза.

Превращение европейского долгового кризиса в главную опасность для мировой экономики окончательно стало очевидным в осенние месяцы 2011 года. Аналитики и финансисты все больше склоняются к мнению, что без разрешения финансовых проблем Европы мир в лучшем случае вскоре вступит в «потерянное десятилетие» (так называют период длительной стагнации в экономике Японии в 1990-х гг.). Однако ни одного сколько-нибудь действенного способа урегулирования кризиса госдолгов до сих пор нет. Каждый из рецептов по спасению мира от «европейской болезни», которые в изобилии предлагаются в последние полгода, грозят почти столь же тяжелыми последствиями, как и сама болезнь.

Самый первый и самый напрашивающийся рецепт - жить по средствам. Это пожелание может быть адресовано по большому счету всем европейским странам, у большинства из которых бюджетный дефицит и уровень госдолга не соответствуют Маастрихтским соглашениям (дефицит - не более 3% ВВП, госдолг - не более 60% ВВП). Однако сокращение госрасходов, особенно для проблемных стран Еврозоны, является процессом крайне болезненным, учитывая состояние их экономик в целом и рынка труда в частности. В Португалии безработица уже достигает 12% трудоспособного населения, в Греции превышает 18%, а в Испании зашкаливает за 20%.

Дальнейшее сокращение госрасходов, которое обычно включает в себя уменьшение числа занятых в госсекторе и снижение зарплат оставшихся, приведет лишь к дальнейшему росту безработицы, спаду покупательской способности населения и снижению темпов экономического роста. А этот рост и так наблюдается не везде - к примеру, в Греции даже по правительственным прогнозам ВВП по итогам 2011 года упадет на 5,5%, в Испании в III квартале 2011 года наблюдался нулевой прирост. И дальше едва ли станет лучше - достаточно упомянуть, что Еврокомиссия уже пересмотрела свои прогнозы по росту ВВП Италии. Согласно новой оценке, экономика страны вырастет в 2011 году всего на 0,5% (предыдущий прогноз предполагал рост на 1%), а в 2012 году рост замедлится и вовсе до 0,1% (предыдущий прогноз: +1,3%). Последствия предугадать нетрудно - дальнейший рост дефицитов, теперь уже из-за сокращения налоговых поступлений в условиях «тормозящей» или просто падающей экономики, и распространение рецессии на остальные европейские страны. А при неблагоприятном варианте развития событий - еще и рост массовых волнений населения.

Второй рецепт - запуск общеевропейских облигаций - также пока представляется маловероятным из-за резко отрицательного отношения к этой идее канцлера Германии Ангелы Меркель. Идея в общем-то проста - минимизировать давление на бюджеты проблемных стран, дав им возможность привлекать новое финансирование под более низкий процент. Однако кроме снижения ставок ничего большего этот рецепт не обещает - бюджетные дефициты и госдолги остаются на месте, как и замедление экономики при резком сокращении госрасходов. Кроме того, немцы вполне обоснованно опасаются, что в конечном итоге им и придется платить за «общее веселье».

Третий вариант по большому счету представляет собой версию рецептов 1-2, только сопровождающихся ускоренной интеграцией Еврозоны в некое «подобие» единого государства. Этот путь при всех недостатках предыдущих рецептов еще менее реален из-за дефицита времени и противоречий как в культуре и психологии европейцев, так и в экономике и политике их стран. При этом нельзя забывать, что дальнейшая интеграция приведет к снижению веса национальных политиков, что едва ли их порадует.

Четвертый рецепт, на первый взгляд наиболее реальный, представляет собой расширение прав Европейского центробанка (ЕЦБ), который должен будет начать неограниченную скупку облигаций европейских стран, в том числе на первичном рынке. Это приведет и к снижению доходности по облигациям, и обеспечит рефинансирование долгов, и приток ликвидности в банковский сектор, который уже начал «сдуваться» из-за списаний по бондам проблемных государств. Фактически подобная мера станет аналогом программ количественного смягчения, которые ранее реализовывала Федеральная резервная система (ФРС) США. Однако «европейская программа количественного смягчения» неизбежно приведет к тому, что часть ликвидности перетечет на сырьевые рынки, спровоцировав скачок цен на энергоносители. А это, в свою очередь, приведет в самом лучшем случае к стагнации в европейской экономике (а скорее все же к выраженной рецессии), после чего проблемы суверенных долгов вновь выйдут на первый план, усиленные еще и скачком инфляции.

Пятый рецепт - это пополнение Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и Международного валютного фонда (МВФ), которые и будут спасать проблемные страны Еврозоны. Однако этот вариант урегулирования европейского долгового кризиса также сталкивается с массой проблем, главная из которых проста - никто не хочет платить за «общее веселье», особенно когда своих проблем хватает. США и Германия всячески уклоняются от увеличения взносов в МВФ, Китай и страны Ближнего Востока не желают покупать облигации EFSF (которые пока еще не выпущены), а имеющихся в наличии средств - порядка $400 млрд. в МВФ и $1,32 млрд. в EFSF (если будет реализовано решение о его увеличении до 1 трлн. евро) - может не хватить, учитывая, что на грани прошения о помощи уже оказались Италия и Испания. Вдобавок ранее за помощью уже обращались «малыш» Кипр и Венгрия, да и нынешним получателям - Греции, Ирландии и Португалии - деньги по-прежнему нужны. А тут еще и Бельгия на подходе.

Шестой рецепт, применением которого Ангела Меркель вынуждала бывшего греческого премьера Георгиоса Папандреу отказаться от проведения референдума по поводу условий предоставления помощи Евросоюза и МВФ, - «отчисление» из Еврозоны. Однако ни «отчисляемым», ни самой Еврозоне это не поможет. Для «отчисляемых» стран это означает возвращение к национальной валюте, курс которой немедленно уходит в «свободный полет» вниз, рост бюджетных проблем из-за выплат по старым долгам, номинированным в евро, скачок инфляции и все тот же спад в экономике (это не считая огромных расходов на перевыпуск нацональной валюты). Для остальной Еврозоны - сохраняющаяся опасность рецессии. К тому же еще неизвестно, сколько стран останется в Еврозоне после запуска механизма исключения проблемных стран.

Но если ничего не делать, то Еврозона достаточно быстро дойдет до состояния, при котором станет неизбежным дефолт по обязательствам одной из проблемных стран. А он потянет за собой и все остальные проблемные страны. За этим последует серия банкротств банков (из-за вложений в эти самые проблемные облигации) с последующим спадом кредитования, компаний (из-за спада платежеспособного спроса и невозможности рефинансировать старые долги). Результатом всего этого станет длительная рецессия в европейской экономике, которая быстро распространится (и уже распространяется) на весь мир.

Илья Липкинд,

специально для ИА «Саминвестор».

См. также: «МВФ придется спасать Италию»,

«Испания готова просить помощи»,

«Рейтинговые агентства вновь взялись за Европу»,

«Кризис в двери к нам стучится».

←Назад
Поделиться: