Особое мнение
20.04.2010

Вполне по Станиславскому

Сегодня российские власти фактически заявили об окончании кризиса. Председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев заявил, что второй волны финансового кризиса не будет, поскольку ее удастся погасить за счет скоординированных действий Минфинов и Центробанков экономически-развитых стран мира. Из выступления премьер-министра Владимира Путина в Госдуме также можно сделать вывод, что правительство уверено - самое худшее осталось позади. На первый взгляд, большая часть проблем решена - цены на нефть с лета прошлого года торгуются в диапазоне $68-87 за баррель (что намного выше, чем ожидавшееся Минфином), «газовые» вопросы решаются, рубль стабильно укрепляется по отношению к основным валютам, темпы роста безработицы и просроченной задолженности у российских банков снижаются. Об успехах в борьбе с просрочкой и безработицей рапортуют и правительства ряда развитых стран.

Однако в этой «бочке меда» при более пристальном изучении заметно немалое количество «дегтя». Наибольшая доля этого дегтя приходится на рост долгов самих правительств, что может привести к очень неприятным результатам. «Первая ласточка» этого процесса уже мелькнула на горизонте - проблемы с госдолгом Греции весьма негативно сказались на курсе евро, утопив его до $1,35 (по сравнению с $1,60, зафиксированной в середине июля прошлого года). Частично эту проблему удалось решить за счет анонсированного вливания денежных средств со стороны других членов Евросоюза. Однако невдалеке уже видны проблемы с госдолгами остальных стран, входящих в групп PIGS (Греция, Италия, Португалия, Испания). При этом аналитики отмечают, что рост государственного долга - общая проблема для большинства развитых стран. Так, по мнению первого заместителя директора-распорядителя МВФ Джона Липски, к 2014 году соотношение государственных долгов к национальным ВВП составит для стран «семерки», за исключением Германии и Канады, 100% и больше.

Рост госдолга развитых стран провоцируется сразу несколькими факторами: крупномасштабным финансированием антикризисных программ, направленных на поддержку банковского сектора, потребительского спроса и самих производителей, налоговыми льготами, а также старением населения, из-за чего растут расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение. «Уже сегодня госзадолженность ведущих западных стран находится на уровне, не виданном с 1950 года, когда сказались все послевоенные трудности», - говорит Липски и добавляет, что решить эти проблемы возможно только за счет реформы пенсионной системы и системы здравоохранения, а также увеличения налогов и оптимизации госрасходов.

Заметим, что в настоящее время и объем госдолгов, и дефицит бюджета большинства стран, оказывающих сколько-нибудь заметное влияние на мировую экономику, весьма велик и продолжает расти. Это касается и крупнейшего мирового рынка - США - и его «заместителя» в роли мирового экономического лидера - Китая. Последний к настоящему времени может «похвастаться» дефицитом в $780 млрд. (с учетом региональных бюджетов), что составляет порядка 15% ВВП страны. Официально госдолг страны составляет около 18% ВВП. Но с учетом долгов местных правительств городов страны он составляет не менее 60%. По данным рейтингового агентства Moody's, в декабре 2009 года соотношение госдолга США к ВВП составляло 87,4%, а в 2010 году может достигнуть 97,5%, у Великобритании - 75,3% и 89,3% соответственно. К марту этого года США уже «освоенный» лимит госдолга составляет $12,394 трлн. (при ВВП около $14 трлн.). В результате по данным Moody's правительство США потратит примерно 7% доходов на обслуживание долга в 2010 и почти 11% в 2013 году. Великобритания, скорее всего, потратит на обслуживание долга 7% в этом году и 9% в 2013, в худшем случае эта цифра вырастет почти до 12%.

Не отстают от них и страны Евросоюза. Еврокомиссия осенью 2009 года прогнозировала, что государственный долг в странах ЕС вырастет до 84% в 2010 году и до 88,2% - в 2011 году. Однако затем прогноз был ухудшен - совокупный государственный долг стран ЕС может достигнуть 100% совокупного ВВП к 2014 году. Уже в 2008 году, как сообщала газета «Экономические известия», долг всех 27 стран - членов ЕС составил 61,5% от совокупного ВВП. В зоне особого риска, по мнению Еврокомиссии, - Греция, Ирландия, Латвия, Италия, Испания и Великобритания. Причем у некоторых из этих стран госдолг уже превысил годовой ВВП. Впрочем, опоры ЕС - Германия и Франция - также уже превысили разрешенный для членов ЕС уровень дефицита бюджета и наращивают долги. При этом попытки оживить экономику за счет снижения приводят лишь к ускоренному росту госдолга в условиях сокращения бюджетных поступлений. А попытки урезания бюджетных расходов и повышения доходов за счет населения заканчиваются ростом социальной напряженности, выливающегося как в масштабные забастовки (Греция), так и в прямые антиправительственные выступления (Киргизия).

Крайне важным фактором остается и высокая закредитованность населения в развитых странах. К примеру, в США в 2009 году суммарный долг домохозяйств составлял более $13 трлн. (при ВВП $14 трлн.), то есть примерно 93% ВВП, а в Великобритании уже вплотную подошли к 100%. Столь высокий уровень долгов именно населения вкупе с кредитами юрлиц создает еще одну серьезную опасность, инициировать которую может более чем вероятный «кризис госдолгов».

Для спасения бюджета рано или поздно практически всем правительствам придется урезать бюджетные расходы, что означает как сокращение доходов госслужащих, так и ликвидацию или серьезное сокращение программ поддержки экономики, что приведет к сокращению производства и росту безработицы. И в этом случае вновь в полный рост встанет проблема долгов населения и рост просрочки со всеми вытекающими последствиями. Последствия для России вполне предсказуемы - падение цен на нефть (а при цене ниже $40 за баррель часть российских нефтяных месторождений станет просто нерентабельно из-за высоких затрат на добычу и транспортировку), падение цен на газ, отток иностранных инвесторов, и как результат всего этого - сокращение бюджетных поступлений, обвал фондового рынка, рост безработица и просрочки... Так что, слушая реляции о «побежденном кризисе», хочется вслед за Станиславским воскликнуть: «Не верю!».

Илья Липкинд,

специально для ИА «Саминвестор».

См. также финансовый блог lipkind.livejournal.com.

←Назад
Поделиться: