Особое мнение
18.06.2009

Выбираем букву кризиса

Уже много было высказываний и споров о том, по какой траектории продолжится развитие кризиса. Однако несмотря на отдельные явления, которые можно воспринять как признак восстановления мировой экономики, уже понятно, что ни о V-образной траектории (сильный спад с последующим быстрым ростом), ни о U-образной траектории (спад - недолгая рецессия - рост) речи не идет. Выбирать приходится из W (спад - подъем - еще один спад - снова подъем) и L (спад - длительная рецессия). Причем это касается и России, и всего остального мира.

На Западе о скором восстановлении экономики говорить рано: пока в качестве признаков ожидаемого всеми подъема сторонники этой точки зрения называют лишь рост цен на нефть (раздутый спекулятивным спросом), некоторое повышение индексов потребительского доверия и возврат американскими банками госпомощи (в основном после привлечения средств частных инвесторов). Однако такие факторы, как, например, превзошедший прогнозы рост числа безработных в США и увеличение числа дефолтов по ипотечным закладным (причем на этот раз уже не пресловутые subprime, а prime, выдававшиеся по фиксированной ставке надежным заемщикам), остались почти без внимания. Новому витку кризиса будет способствовать и ожидаемый рост числа дефолтов по корпоративным облигациями (в этот «черный список ожидания» входит уже несколько сотен крупных американских компаний).

Впрочем, на противоположных от Америки берегах двух океанов тоже не все гладко. Предшествовавшая кризису политика правительств, банков и крупных компаний наравне с необдуманным поведением самих граждан заложила достаточно «мин». К примеру, в Великобритании суммарный долг населения по кредитам уже сопоставим с ВВП страны. В зоне евро прогнозируются новые многомиллиардные убытки банков со всеми вытекающими последствиями. Страны Восточной Европы (за исключением Польши) оказались в том же положении, что и Россия: раздутая дешевыми западными кредитами экономика стремительно сжимается после «закрытия» мировых финансовых рынков. В странах бывшего СССР не лучше. К примеру, в Прибалтике падение ВВП уже исчисляется двузначными цифрами: в Литве - 13,6%, в Эстонии - 15,6%, а в Латвии и вовсе 18%. При этом внешний долг Латвии составляет 130% ВВП, Эстонии - 108% ВВП. Даже экономика Швейцарии официально вошла в стадию рецессии, а Кипру пришлось предоставлять преференции россиянам, чтобы поддержать свой рынок недвижимости.

На противоположном от США берегу Тихого океана ситуация местами выглядит чуть получше - в Японии и Китае даже наметился рост. Однако новые китайские и японские «экономические чудеса» в основном обусловлены антикризисными мерами правительств по поддержанию внутреннего спроса. Насколько хватит этих мер, а главное, чем это может обернуться впоследствии, пока неясно. При этом значительная часть экспорта Китая и Японии идет в США. Ну а США... см. выше. В Австралии и Новой Зеландии проблемы те же, что и у всех остальных: спад экономики и рост безработицы.

Все это естественным образом утяжеляет проблемы России. Новый виток кризиса или длительная рецессия вновь собьют цены на нефть, обостряя проблему доходов госбюджета; «закрытые» мировые финансовые рынки приводят к сохранению и обострению дефицита ликвидности, а все в сумме - к росту безработицы, просрочки по кредитам и дальнейшему снижению экономики.

При этом не исключено, что в России «буквы кризиса» придется совместить - возможно, кризис будет развиваться по WL-образной траектории. Первый пик кризиса, вызванный дефицитом ликвидности у банков из-за закрытия западных рынков, оттока инвесторов и паники среди вкладчиков, пришелся на осень 2008 года. Не позже ноября-декабря 2009 года можно ожидать следующего провала из-за роста просрочек и декапитализации российских банков. Нельзя забывать и о том, что с августа начинается очередной виток погашения корпоративных долгов банков и крупных компаний, набранных на западе в период роста. Их сумма исчисляется десятками миллиардов долларов. Хватит ли у российских должников средств для погашения обязательств - остается только гадать. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что поскольку кредиты валютные, это неизбежно приведет к падению курса рубля - скорее всего, до верхней границы бивалютной корзины. После чего все будет зависеть от решения правительства - держать курс или нет. Добавим сюда и традиционный пик налоговых выплат в августе-сентябре. Возможно, что все это в сумме катастрофой для банковского сектора этот провал и не станет - вместо «сотен банков» из прогноза Петра Авена обанкротится лишь 20 «турбановских». Однако и этого будет достаточно, чтобы воспрепятствовать восстановлению кредитования и доверия к банковской системе вообще.

«Приключения кризиса в России», скорее всего, на этом не закончатся. Весной 2010 года подойдет срок погашения по кредитам отечественных компаний, реструктуризированных сроком на 1 год в I квартале 2009 года. Судя по текущей ситуации в стране, маловероятно, что все они смогут собрать необходимые для погашения средства. А уже во II квартале подойдут сроки по реструктуризированным ипотечным кредитам. Исходя из общей экономической ситуации, можно предположить, что многие из них также окажутся неплатежеспособными. А это означает очередной виток проблем в банковском секторе и, как следствие, в остальной экономике из-за отсутствия кредитной поддержки потребительского спроса. После этого, скорее всего, последует длительная рецессия. Действия властей показывают, что правительство учитывает возможность такого сценария, несмотря на периодически звучащие оптимистичные заявления. Вопрос только - какие шаги оно может предпринять, чтобы минимизировать вероятность траектории WL или хотя бы ее последствий.

Илья Липкинд,

специально для портала Saminvestor.Ru.

←Назад
Поделиться: