Недавно в разговоре с одним из коллег всплыла тема корпоративного духа, этики и прочих «корпоративов». Разговор этот навел меня на некоторые мысли о странном восприятии этих терминов в некоторых отечественных корпорациях, особенно медийных. Мое личное мнение, что если поскрести оные понятия, то под шелухой красивых словес остается простой принцип «ты мне, я - тебе». То есть корпорация заботится о сотруднике, а сотрудник, раз уж его «озаботили», волей-неволей должен заботиться о ней родимой.
На Западе в этот принцип вкладывается многое:
1. Разработанная система бонусов, премиальных и т. д. вплоть до премий за преданность компаниям. Хотя некоторым они выходят боком. Да и вообще много воя с этими бонусами и зарплатами, хотя это тема для отдельного поста;
2. система соцстрахования, включая медстраховку, страхование жизни и некоторые другие вещи;
3. Помощь в оформлении ипотеки и внутреннее кредитование;
4. предоставление служебного автотранспорта или оплата расходов за пользование личным авто;
5. Представительские расходы;
6. Оплата связи;
7. и так далее.
Причем эти пункты распространяются в той или иной степени практически на всех сотрудников - если не личный лимузин, то хотя бы вполне комфортабельный автобус. После таких приложений к зарплате Корпорация чувствует вправе требовать от работника преданности, хорошей работы и т. д. Кстати, в российских представительствах иностранных компаний большая часть этих пунктов также наблюдается. Конечно, и пахать приходится, так что некоторые сотрудники представительств, с которыми приходилось общаться лично, вспоминают Губермана («а нас безжалостно е.ут, за что потом бесплатно лечат»). Однако в российские компании от этого «безжалостного» почему-то не уходят, изо всех сил гордятся своим местом работы и пашут. Кстати сказать, текучесть кадров в таких корпорациях значительно ниже - на Западе люди могут десятилетиями работать в одной фирме, да и в роспредставительствах штат меняется не так уж часто.
Крупные российские, в основном столичные, компании давно уже начали перенимать эти принципы, хотя и с сильными перекосами. В регионах с этим похуже. А уж про медиакорпорации и говорить не хочется, но все же ради интереса пройдемся по пунктам.
1. Разработанная система бонусов - в местных редакциях она обычно ограничивается штрафами, в некоторых вопрос «а какие у вас премии?» даже в благостные докризисные времена вызывал гомерический хохот;
2. система соцстрахования - кто из журналистов может похвастаться полисом ДМС, пусть даже с минимальным объемом услуг? Особенно оформленным за счет издателя? Если есть такие, похвастайтесь;
3. Помощь в оформлении ипотеки и внутреннее кредитование - ну один случай точно знаю из собственной практики: когда в 2003 году покупал свою первую квартиру (за 445 т. р.), редакция мне ссудила 30 т. р. беспроцентной ссуды. Мелочь, но приятно - почти хватило на косметический ремонт «гостинки». Противоположный пример: в другой редакции мне не дали не только справку по форме банка, но и даже справку 2НДФЛ (!!!) для получения ипотеки, когда я покупал вторую квартиру (хотя глядя на нынешних ипотечников, я жутко благодарен за это своим тогдашним боссам).
4. предоставление служебного автотранспорта или оплата расходов за пользование личным авто - со служебным транспортом всегда и везде напряженка, в некоторых газетах надо было за неделю в специальную тетрадку записать, куда и зачем ты хочешь поехать. А оплата расходов - бАльшая редкость, если не считать самих служебных водителей.
5. Представительские расходы - даже не смешно, о чем знает каждый журналист, хоть раз плативший за себя после посиделок с очередным жлобом-ньюсмейкером.
Так что принцип «ты мне, я тебе» превращается в региональных медиакорпорациях в «ты мне», а вторая часть фразы отсекается «легким движением руки». Типа достаточно того, то я тебе зарплату плачу. Соответственно, корпоративная этика обычно сводится к фразе «я начальник, ты дурак».
Единственный вывод, который приходит в голову лично мне: чтобы рассуждать о корпоративном духе, надо сначала стать Корпорацией. Иначе дух быстро превращается в душок.