Новости Все новости | Самара | Поволжье | Россия | Мир | Новости компаний
26.04.2010

«Бесценный» АвтоВАЗ

«Бесценный» АвтоВАЗ
P. $.
Как ВАЗ сокращал штат

В конце 2009 года и I квартале 2010 года штат АвтоВАЗа сократился на 28,5 тысячи человек. За счет выхода на пенсию было сокращено около 15 тысяч человек, 4,5 тысячи рабочих мест сокращено за счет «естественной убыли персонала», передача объектов социальной инфраструктуры на баланс мэрии Тольятти и федеральных властей (35 объектов) позволила заводу «снять с довольствия» 2,5 тысячи работников этих предприятий. Кроме того, 6,5 тысячи человек были переведены во вновь созданные 100-процентные дочерние общества ВАЗа - «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформинг-Центр». По данным СМИ, в 2008 году численность персонала ВАЗа превышала 110 тысяч человек.

Источник: ИА «Саминвестор».

23 апреля первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что господдержка ОАО «АвтоВАЗ» обошлась российскому бюджету в 70 млрд. рублей. Но на этом расходы правительства не закончатся: на реализацию бизнес-плана автозавода необходимо еще 183,5 млрд. рублей, на региональный план развития Тольятти - 143,57 млрд. рублей.

23 апреля 2010 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов назвал точную сумму госпомощи тольяттинскому ОАО «АвтоВАЗ». По его словам, прямая финансовая поддержка автозавода составило около 65 млрд. рублей. Кроме того, более 5 млрд. рублей было выделено на программу по снижению безработицы в Тольятти. Также, по словам Шувалова, цитируемым рядом СМИ, отдельные средства были выделены «для содержания муниципальных и региональных объектов». Таким образом, финансовая помощь ВАЗу со стороны правительства РФ составила более 70 млрд. рублей (около $2,4 млрд.). Последний транш господдержки в размере 28 млрд. рублей уже поступил одному из основных акционеров ВАЗа - государственной корпорации «Российские технологии», который поступит на счета автозавода уже на этой неделе.

Одним из условий предоставления этого транша госпомощи было достижения соглашения с банками-кредиторами предприятия. Меморандум о реструктуризации задолженности ОАО «АвтоВАЗ» подписало 12 апреля этого года с ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Банк ВТБ». По данным Счетной палаты, задолженность ВАЗа к 1 октября 2009 года перед этими банками составляла 14,2 млрд. рублей и 10,2 млрд. рублей соответственно. Сбербанк также выкупал облигации АвтоВАЗа на 4 млрд. рублей, так что к моменту подписания меморандума общая сумма долга составляла более 28 млрд. рублей. Причем помимо Сбербанка и ВТБ у АвтоВАЗа есть задолженность еще перед несколькими банками. Ее размер составляет около 10 млрд. рублей. Средства, перечислявшиеся «Ростехнологиям», предназначены именно для погашения задолженности перед Сбербанком и ВТБ. После этого те же банки должны будут предоставить предприятию новые ссуды сроком на пять лет на ту же сумму, но с льготной процентной ставкой. Эти средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы предприятия.

Бизнес-план ВАЗа, рассчитанный на период до 2020 года, был одобрен 18 марта. Объем инвестиций, необходимый для реализации этого плана, составляет 183,5 млрд. рублей, причем 127,5 млрд. рублей должны составить собственные средства ВАЗа. Остальные деньги будут привлечены в виде займов (42,5 млрд. рублей), которые должны предоставить банки, уже кредитующие АвтоВАЗ, а также в виде технологий и оборудования для сборки моделей на платформе B0 (13,5 млрд. рублей). Их должен предоставить один крупный акционер тольяттинского предприятия - французский автоконцерн Renault. ВАЗ предполагает в 2011 году вложить в развитие 31,9 млрд. рублей, в 2012-2013 годах по 18 млрд. рублей, в 2014 году - 38,9 млрд. рублей, а годом позже - 23,7 млрд. рублей.

Впрочем, не только сам ВАЗ требует колоссальных расходов. 21 апреля 2010 года правительство Самарской области утвердило Комплексный инвестиционный план модернизации Тольятти на 2010-2020 годы, который обойдется бюджету в 143,57 млрд. рублей. Предполагается, что он позволит снизить зависимость города от автозавода (его доля в общем объеме промышленного производства Тольятти сократится с 57,7% в 2008 году до 32% к 2020 году) и уменьшить безработицу до докризисного уровня за счет увеличения организаций малого бизнеса до 30 тысяч. Из необходимых на его реализацию средств 38,4 млрд. рублей должен предоставит федеральный бюджет, 5,1 млрд. рублей - бюджет Самарской области, 72,9 млн. рублей - местный бюджет, а еще 100 млрд. рублей - частные инвесторы. Областные власти ссылаются на то, что снижение производства вслед за спадом продаж «вазовских» автомобилей и предпринятые новым руководством сокращения на заводе (за год штат был сокращен со 110 тысяч человек до 72 тысяч человек) привели к росту социальной напряженности в Тольятти. К примеру, в 2009 году индекс промышленного производства в Тольятти снизился до 56,4%, а численность официально зарегистрированных безработных выросла в 5,4 раза и составила 3,6%. В 2009 году продажи «вазовских» автомобилей снизились на 44% по сравнению с 2008 годом - до 349,49 тысячи машин, а производство автомобилей Lada. упало до 294,7 тысячи. Одновременно снизились и доходы населения, чему, в частности, способствовало введение неполной рабочей недели на ВАЗе.

Однако, судя по последним данным, ситуация с продажами и производством начала улучшаться. Как сообщал на прошлой неделе пресс-центр ВАЗа, с 1 по 21 апреля 2010 года в России было продано 35,8 тысячи автомобилей Lada (за весь март - 34,2 тысячи автомобилей Lada). Однако такой рост продаж обусловлен в основном реализацией государственной программы по утилизации старых машин - 35% проданной в апреле продукции ВАЗа (12,6 тысячи автомобилей) реализовано именно за счет этой госпрограммы. При этом значительная часть продаж пришлась на долю «классики» - Lada 2105/2107. Одновременно впервые за последние полтора года количество безработных в Тольятти продемонстрировало первые признаки снижения: по данным ГУ «Центр занятости населения г. о. Тольятти», численность нетрудоустроенных граждан к середине апреля сократилась на 81 безработного до 19.463 безработных (4,27% экономически активного населения города). Но эксперты $ не исключают возможности дальнейшего ухудшения ситуации в сфере занятости в Тольятти из-за сокращения платежеспособного спроса населения на товары и услуги городских коммерческих организаций, что может привести к новым сокращениям. Любопытно, что на фоне роста производства завод в I квартале 2010 года получил чистый убыток в размере 3,8-4 млрд. рублей, что едва ли может свидетельствовать об улучшении ситуации как на самом предприятии, так и в Тольятти в целом.

←Назад
Поделиться: