Рынки и компании
27.10.2011

Европа приняла антикризисный план

Европа приняла антикризисный план

26 октября саммит глав государств Евросоюза одобрил новый план по урегулированию долгового кризиса. Он включает в себя новые меры по спасению самой проблемной страны Еврозоны - Греции, увеличение Европейского стабфонда до 1 трлн. евро и рекапитализацию банковской системы. Однако эксперты полагают, что даже этот план едва ли позволит полностью решить долговые проблемы Еврозоны.

26 октября 2011 года состоялся саммит глав государств Евросоюза, на котором должен был обсуждаться новый план по урегулированию европейского долгового кризиса. На нем было принято несколько важных решений: определены меры дальнейшей поддержки самой проблемной страны Еврозоны - Греции, одобрена рекапитализация европейских банков и предварительно согласованы изменения в формате и возможное увеличение Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). По словам председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея, на саммите был пересмотрен план спасения Греции, одобренный в июле 2011 года. Первоначально предполагалось, что Греция получит второй пакет финансовой помощи Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ) в размере 109 млрд. евро с последующей конвертацией ее гособлигаций в бонды с более длительным сроком обращения - от 15 до 30 лет и более низкими ставками. При этом предполагалось списание 21% от номинала греческих облигаций, что давало Греции еще более 50 млрд. евро экономии бюджетных средств. В октябре стало известно, что европейские власти рассматривают вариант, предполагающий более значительное списание госдолга Греции - от 40% до 60% по номиналу находящихся в обращении облигаций.

Новый план, одобренный накануне участниками саммита, предполагает выделение Греции несколько меньшей суммы - в пределах 100 млрд. евро до 2014 года. Эта сумма включает в себя и докапитализацию греческих банков. Однако при этом, как заявил Херман ван Ромпей, предполагается списание госдолга в размере до 50%. При этом ван Ромпей отметил, что привлечение иностранных инвесторов будет исключительно добровольным. Обмен греческих гособлигаций с 50-процентным дисконтом к номиналу запланирован на начало 2012 года, после чего страна, по мнению европейских властей, сможет вернуться к привлечению средств на открытом рынке. Результатом всех этих мер должно стать сокращение госдолга Греции до 120% ВВП к 2020 году. К началу апреля 2011 года ее госдолг составлял почти 150% ВВП, а к октябрю вырос почти до 170% ВВП. Любопытно, что вчера переговоры с банкирами были приостановлены из-за разногласий по поводу размеров списаний госдолга Греции. Впрочем, позже Institute of International Finance, представляющий интересы частных инвесторов, был вынужден уступить лидерам Еврозоны.

Еще одним ключевым вопросом повестки дня саммита стало увеличение Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). На прошлой неделе появилась информация о том, что объем средств в EFSF может быть увеличен до 2 трлн. евро, однако европейские чиновники поспешили опровергнуть эту информацию. 27 октября 2011 года председатель Европейского совета Херман ван Ромпей на пресс-конференции заявил, что на саммите было принято решение о возможности увеличения стабфонда до 1 трлн. евро за счет государственных гарантий стран Еврозоны. Между тем на саммитах европейских министров финансов и глав государств, которые прошли на минувших выходных, от этого варианта было решено отказаться, так как он чреват для крупнейших доноров Евросоюза - Германии и Франции - серьезными последствиями вплоть до потери высшего инвестиционного рейтинга «ААА». Кроме того, одобрено расширение полномочий фонда, который теперь получит право страховать от потерь держателей гособлигаций Еврозоны и привлекать средства для поддержки проблемных стран на открытом рынке с помощью нескольких специально созданных юрлиц.

Также на саммите было принято решение по поводу рекапитализации банковской системы региона. К июню 2012 года все европейские банки должны будут соблюдать достаточность собственного капитала на уровне 9%. По данным Европейской банковской ассоциации (EBA), потребности банковского сектора были предварительно оценены в 106,447 млрд. евро. Из этих сумм банки Греции получат 30 млрд. евро, банки Испании - 26,2 млрд. евро, банки Италии - 14,8 млрд. евро, банки Франции - 8,8 млрд. евро, банки Германии - 5,2 млрд. евро. Основной причиной рекапитализации банковской системы Европы является более высокий, чем первоначально предполагалось, уровень списания госдолга Греции. Кроме того, банки смогут рассчитывать на гарантии крупнейших государств Еврозоны при привлечении средств на открытых рынках. За счет этих мер европейские власти рассчитывают избежать резкого сокращения кредитования, которое приведет к еще большему замедлению темпов роста европейской экономики. При этом, как заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, банки Еврозоны, которым потребуется докапитализация, должны будут ввести мораторий на выплаты бонусов и дивидендов до завершения процесса увеличения капитала.

Предполагается, что совет министров финансов Еврозоны (Еврогруппа) в течение ноября 2011 года разработает подробный план реализации решений саммита. Однако некоторые эксперты уже скептически относятся к инициативам европейских властей. Спасение Греции, несмотря на обещания помощи со стороны Евросоюза и МВФ, потребует также введения режима жесткой экономии и запуска программы приватизации госимущества Греции. Между тем массовые акции протеста населения против мер бюджетной экономии и продолжающийся экономический спад до сих пор не позволили Греции добиться сколько-нибудь заметного снижения дефицита бюджета. Кроме того, эксперты ожидают, что теперь международные рейтинговые агентства примут решение о снижении рейтинга Греции до выборочного дефолта, о чем их представители предупреждали европейских чиновников еще летом этого года. Решение о рекапитализации банковского сектора может привести к протестам и судебным искам со стороны остальных держателей облигаций проблемных стран Еврозоны, которым убытки компенсированы не будут. Кроме того, вливания в капитал пока не гарантируют защиты от возможного спада банковского кредитования.

Увеличение EFSF также не является панацеей, поскольку на спасение проблемных европейских стран может потребоваться 1,5-2,5 трлн. евро. Сомнения вызывает и возможность фонда привлечь достаточный объем средств на открытых рынках. Так, США из-за неопределенной ситуации в своей экономике едва ли будут активно поддерживать страны Еврозоны. Премьер Госсовета Китайской Народной Республики (КНР) Вэнь Цзябао в середине сентября заявлял, что Европе придется решать долговой кризис самостоятельно, не рассчитывая на поддержку Китая. В середине октября председатель Центробанка Саудовской Аравии Мухаммад аль-Джассер заявил, что его страна не планирует инвестировать средства в облигации проблемных стран Еврозоны, а индийские финансисты заявили, что у МВФ достаточно средств для разрешения европейского долгового кризиса. Если же учесть политические противоречия внутри самих государств Еврозоны, особенно в Германии, Франции и Финляндии, в которых оппозиционные партии все активнее выступают против увеличения расходов на поддержку проблемных стран, эксперты не исключают, что и этот план позволит лишь на некоторое время оттянуть перетекание долгового кризиса в острую фазу.

ИА «Саминвестор».

В тему: «EFSF обещали полномочия без денег»,

«Европейские банки получат в капитал»,

«Греции обещали спасение»,

«ЕЦБ нагрузят проблемными облигациями»,

«План спасения Европы подготовят к среде»,

«Банки столкнут Европу в рецессию»,

«Европу снова лихорадит»,

«Еврозону спасет частный капитал»,

«Европа увеличит стабфонд».

←Назад
Поделиться: