Рынки и компании
02.08.2011

Валерий Мирошников: «Бородин пишет о том, что готов вернуть выведенные активы».

Валерий Мирошников: «Бородин пишет о том, что готов вернуть выведенные активы».

В августе начнется санация одного из крупнейших российских банков - ОАО АКБ «Банк Москвы», оказавшегося на грани банкротства из-за огромного объема проблемных кредитов. Каков истинный масштаб финансовых трудностей Банка Москвы? Что привело банк к такому исходу? На эти вопросы $ ответил первый заместитель генерального директора госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» Валерий Мирошников.

- Как вы оцениваете текущее финансовое состояние Банка Москвы?

- Проблемные кредиты в банке составляют 366 млрд. рублей. Около 150 млрд. рублей - это безвозвратные кредиты, выданные без обеспечения офшорам и российским юридическим лицам, которые, по сути, не вели никакой хозяйственной деятельности. Оставшаяся сумма - примерно 216 млрд. рублей - это кредиты, выдававшиеся компаниям, которые все же ведут реальную хозяйственную деятельность. Но они перекредитованы и совершенно очевидно связаны со старым руководством, хотя бы в силу того, что они кредитовались на льготных условиях - на длинные сроки и под низкие ставки.

- Это такие компании как, например, «Инвестлеспром»?

- Это «Инвестлеспром», «Корнет», группа компаний «КиН» и тому подобные. Если говорить о тех проблемах, которые нужно решать сейчас, то это кредиты на 150 млрд. рублей, потому что на сегодняшний день говорить о потенциале их возврата просто не приходится. Что касается оставшейся части, то здесь действительно должна быть проведена серьезная работа, потому что эти компании можно дофинансировать, можно подумать о реструктуризации задолженности. Я и ранее уже говорил, что у нас четкая позиция - все-таки должны быть переговоры с Бородиным (экс-президент и бывший миноритарий Банка Москвы Андрей Бородин - прим. ред.). Я не исключаю, что решение о снятии залогов, возможно, было принято им на каком-то эмоциональном уровне. Я знаю, что есть переписка с регулятором, в которой Бородин пишет о том, что готов вернуть эти выведенные активы. Если он вернет их, то это один вопрос.

- А если нет?

- Я считаю, что нам (АСВ - прим. ред.) удалось добиться очень эффективного взаимодействия с правоохранительными органами по банку ВЕФК, и этот опыт мы можем применить в отношении Банка Москвы. Судиться с офшорами бессмысленно, их просто не найдешь. Но если виден денежный поток и конкретный актив, то в рамках уголовного дела эти активы можно арестовать и потом уже потихоньку до них дойти. Поэтому сейчас мы предоставим банку финансирование, которое позволит решить проблему этих безвозвратных кредитов, а дальше надо работать с этими активами различными способами. Мы, конечно, надеемся на ВТБ, но при заключении генерального соглашения мы написали жесткие, буквально драконовские условия, как мы будем контролировать работу с этими активами. Мы железно замотивированы, чтобы они их как можно больше вернули, а затем побыстрее погасили нам кредит.

- Могут ли кредиты, которые выдавались Банком Москвы офшорам, являться частью подготовки к выкупу акций московской мэрии, который пытались предпринять компании Андрея Бородина в начале февраля этого года до заключения сделки с ВТБ?

- Я ничего не исключаю, теоретически это возможно. Но, скорее всего, это - результат предшествовавших сделок. За последние три года Бородин приобрел около 20% Банка Москвы. Вопрос: как можно заработать миллиарды долларов, работая председателем правления? На мой взгляд, эти кредиты офшорам являются вложениями тех времен и на них приобретались акции Банка Москвы. Мы приняли решение - до 1 октября провести проверку обстоятельств ухудшения финансового положения банка. Наши сотрудники будут смотреть не только качество активов, но и причины возникновения проблемы. Месяца через два, я думаю, мы поймем причины. И если будет ясное понимание ситуации, что произошло, мы готовы обнародовать подробную информацию.

- Неделю назад глава АСВ Александр Турбанов заявлял, что санация Банка Москвы стартует в первой половине августа. Означает ли это, что ВТБ уже удалось консолидировать 75% акций Банка Москвы, как того требуют условия санации?

- Мы считаем, что до конца августа ВТБ уже консолидирует необходимый пакет. Как я понимаю, договоренности есть, просто вопрос технического исполнения.

- Увеличение доли ВТБ произойдет за счет доли Юсуфова (бизнесмен Виталий Юсуфов, владеет 19,91% акций Банка Москвы - прим. ред.) и «раскольцовки» ССГ (ОАО «Столичная страховая группа», дочерняя компания Банка Москвы, которая в свою очередь владеет 17,32% акций банка - прим. ред.)?

- Не готов комментировать данный вопрос.

Илья Липкинд,

ИА «Саминвестор».

←Назад
Поделиться: